9.12.2025г в МКДОУ № 53 состоялось очередное городское методическое объединение учителей-
логопедов, учителей – дефектологов города Коврова.
Семинар
- практикум был по теме: «Формирование soft
skills у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ».
«Не бойтесь сейчас выйти из
зоны комфорта ваших старых компетенций
и знаний! Вооружитесь soft
skills, чтобы передать их поколению Z, которое стоит уже на высоком старте,
чтобы начать достигать новые вершины и делать открытия!» Александр
Адамский. Эти слова стали эпиграфом мероприятия, которое было подготовлено
педагогической командой учителей-
логопедов МКДОУ № 53. Целью семинара- практикума была диссеминация
педагогического опыта по формированию мягких навыков (soft skills) у
дошкольников с ОВЗ.
Руководитель ГМО, учитель- логопед МКДОУ № 53
,Трофимова Анна Алексеевна отметила, что тема развития «мягких, гибких навыков» или soft skills
становится все более актуальной. В современном мире образовательных тенденций недостаточно лишь
только конкретных («жестких») навыков, которые приобретаются детьми, как в
детском саду, так и в школе.
Переориентация образования на развитие у
детей «мягких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей
деятельности. Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное
образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI
века.
В
выступлении Трофимовой А.А.: «Что такое
soft skills и зачем учителю- логопеду развивать гибкие навыки у
детей с ОВЗ?» были раскрыта разница между мягкими и жесткими навыками.
Hard
skills("жёсткие" навыки) -
это конкретные навыки и умения, необходимые для того, чтобы эта деятельность
могла нормально осуществляться ( дошкольник должен говорить чётко и правильно,
школьник хорошо читать и писать).
Soft
skills («гибкие, мягкие» навыки) —
набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни:
коммуникация, работа в команде, организаторские способности, эмоциональный
интеллект.
Гибкие
навыки нельзя освоить на тренинге, они
формируются в дошкольном детстве и развиваются в течение всей жизни. Согласно результатам исследований ученых, soft skills определяют успех человека
в дальнейшем на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.
В
ходе проведённого мастер- класса, просмотра видеосюжетов, педагоги познакомились с
некоторыми упражнениями для развития soft skills у дошкольников:
ü Умные минутки;
ü Мозговой штурм;
ü Креатив-бой
Командные
игры и упражнения, разработанные педагогами сообщества «Образование для новой
эры» Анатолием Гином и Александром Кавтревым, позволяют развивать словесно-
логическое мышление и креативность, учат находить нестандартные решения тех или
иных задач.
Пичугина Екатерина Евгеньевна, учитель –
логопед МКДОУ № 53, выступила по теме: «Формирование коммуникативных навыков у
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи». Были выделены основные составляющие этих навыков:
-умение слушать и слышать
собеседника
-умение выражать свои мысли четко,
понятно, убедительно;
-умение задавать вопросы для
получения нужной информации.
-умение давать обратную связь, которая проясняет ситуацию.
Екатерина Евгеньевна отметила, что
у детей с тяжелыми нарушениями речи
формирование коммуникативных
компетенций происходит иначе, чем у нормально
развивающихся сверстников, поскольку у них наблюдается патологический
ход речевого развития.
Педагог раскрыла различные методы и приемы формирования
коммуникативных компетенций у дошкольников, а также познакомила с перечнем методик коммуникативного развития.
Бубенина Ольга Рудольфовна, учитель – логопед МКДОУ № 53, показала
видеосюжеты, которые ярко проиллюстрировали возможности
коммуникативных игр и упражнений для формирования у детей soft
skills.
Ильина Светлана Васильевна, учитель –
логопед МКДОУ № 53 выступила по теме: «Развитие словесно-логического мышления, воображения,как базы для формирования soft skills у
дошкольников с ТНР». Светлана
Васильевна отметила, что для работы с
такими детьми используются специальные методы, игры и упражнения, которые
учитывают речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта.
Это умение задавать вопросы, анализировать информацию,
сопоставлять факты и находить логичные ответы. Важно научить детей мыслить
самостоятельно, искать решения в сложных ситуациях, проявлять инициативу и не
бояться ошибок. Развитие логического мышления, воображения у
дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) требует специальной работы.
Для развития логического мышления полезно играть в шахматы,
шашки, с кубиком Рубика, с блоками Дьенеша, в игры – головоломки («Танграм»,
«Колумбово яйцо», судоку), дидактические и словесно - логические игры и
упражнения («Найди отличия», «Четвертый лишний», «Составление предложений»,
«Если вдруг», «Подбери слово», «Способы использования предмета», «Три слова»),
решать логические задачи.
Учителя- логопеды: Куприянова
Ангелина Вячеславовна и Ильина Светлана Васильевна провели с педагогами мастер-
класс, показали видеосюжеты, которые смогли раскрыть потенциал игр и упражнений для
формирования у дошкольников с ТНР словесно-логического
мышления, воображения, как базы
для развития soft skills.
Шорникова Влада Владимировна, учитель –
логопед МКДОУ № 53 выступила по теме: «Эмоции. Как научиться ими управлять?». Учитель- логопед раскрыла методы и приёмы
формирования эмоционально- волевой сферы у дошкольников с ТНР. Показ театрализованной инсценировки «Есть
у солнышка друзья» позволил
участникам ГМО увидеть возможности
данного направления работы в формировании soft skills у дошкольников
с ТНР.
Дошкольный
возраст – важнейшее время для развития гибких навыков ребенка. Задача педагогов
– системно и непрерывно формировать комфортную среду для развития soft skills у дошкольников с ТНР.
Участники
семинара отметили высокий уровень организации семинара, актуальность и ценность
полученной информации, практическую направленность.





Комментариев нет:
Отправить комментарий