«Формирование soft skills у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

 

9.12.2025г в МКДОУ  № 53 состоялось очередное  городское методическое объединение учителей- логопедов, учителей – дефектологов  города Коврова.

    Семинар - практикум был по теме: «Формирование soft  skills у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ».

«Не бойтесь сейчас выйти из зоны комфорта ваших старых компетенций
и знаний! Вооружитесь soft skills, чтобы передать их поколению Z, которое стоит уже на высоком старте, чтобы начать достигать новые вершины и делать открытия!» Александр Адамский. Эти слова стали эпиграфом мероприятия, которое было подготовлено педагогической командой  учителей- логопедов МКДОУ № 53. Целью семинара- практикума была диссеминация педагогического опыта по формированию мягких навыков (soft skills) у дошкольников с ОВЗ.

   Руководитель ГМО, учитель- логопед  МКДОУ № 53 ,Трофимова Анна Алексеевна отметила, что тема развития «мягких, гибких навыков» или soft skills становится все более актуальной. В современном мире  образовательных тенденций недостаточно лишь только конкретных («жестких») навыков, которые приобретаются детьми, как в детском саду, так и в школе. 

 

   Переориентация образования на развитие у детей «мягких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей деятельности. Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века.

В выступлении  Трофимовой А.А.: «Что такое soft  skills и зачем  учителю- логопеду развивать гибкие навыки у детей с ОВЗ?» были раскрыта разница   между мягкими и  жесткими навыками.

Hard skills("жёсткие" навыки) - это конкретные навыки и умения, необходимые для того, чтобы эта деятельность могла нормально осуществляться ( дошкольник должен говорить чётко и правильно, школьник хорошо читать и писать).

Soft skills («гибкие, мягкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, работа в команде, организаторские способности, эмоциональный интеллект.

Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в дошкольном детстве и развиваются в течение всей жизни.   Согласно результатам исследований  ученых, soft skills определяют успех человека в дальнейшем на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.

В ходе проведённого мастер- класса, просмотра видеосюжетов, педагоги познакомились с некоторыми упражнениями для развития soft skills у дошкольников:

ü Умные минутки;

ü Мозговой штурм;

ü Креатив-бой

Командные игры и упражнения, разработанные педагогами сообщества «Образование для новой эры» Анатолием Гином и Александром Кавтревым, позволяют развивать словесно- логическое мышление и креативность, учат находить нестандартные решения тех или иных задач.

   Пичугина Екатерина Евгеньевна, учитель – логопед МКДОУ № 53, выступила по теме: «Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи». Были выделены основные составляющие этих навыков:

-умение слушать и слышать собеседника

-умение выражать свои мысли четко, понятно, убедительно;

-умение задавать вопросы для получения нужной информации.

-умение давать обратную связь,  которая проясняет ситуацию.

Екатерина Евгеньевна отметила, что у детей  с тяжелыми нарушениями речи формирование    коммуникативных компетенций происходит иначе, чем у нормально  развивающихся сверстников, поскольку у них наблюдается патологический ход речевого развития.

Педагог раскрыла  различные методы и приемы формирования коммуникативных компетенций у дошкольников, а также познакомила с перечнем методик коммуникативного развития.

 

   Бубенина Ольга Рудольфовна, учитель – логопед МКДОУ № 53, показала видеосюжеты, которые ярко проиллюстрировали возможности коммуникативных игр и упражнений для формирования у детей soft  skills.

   Ильина Светлана Васильевна, учитель – логопед МКДОУ № 53 выступила по теме: «Развитие словесно-логического мышления, воображения,как базы для формирования soft skills у дошкольников с ТНР». Светлана Васильевна отметила, что для работы с такими детьми используются специальные методы, игры и упражнения, которые учитывают речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта.

Это умение задавать вопросы, анализировать информацию, сопоставлять факты и находить логичные ответы. Важно научить детей мыслить самостоятельно, искать решения в сложных ситуациях, проявлять инициативу и не бояться ошибок. Развитие логического мышления, воображения у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) требует специальной работы.

Для развития логического мышления полезно играть в шахматы, шашки, с кубиком Рубика, с блоками Дьенеша, в игры – головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо», судоку), дидактические и словесно - логические игры и упражнения («Найди отличия», «Четвертый лишний», «Составление предложений», «Если вдруг», «Подбери слово», «Способы использования предмета», «Три слова»), решать логические задачи.

Учителя- логопеды: Куприянова Ангелина Вячеславовна и Ильина Светлана Васильевна провели с педагогами мастер- класс, показали видеосюжеты, которые смогли раскрыть потенциал игр и упражнений для формирования у дошкольников с ТНР словесно-логического мышления, воображения, как базы для развития soft   skills.

Шорникова Влада Владимировна, учитель – логопед МКДОУ № 53 выступила по теме: «Эмоции. Как научиться ими управлять?». Учитель- логопед раскрыла методы и приёмы формирования эмоционально- волевой сферы у дошкольников с ТНР. Показ театрализованной инсценировки «Есть у солнышка друзья»  позволил участникам ГМО  увидеть возможности данного направления работы в формировании soft  skills  у дошкольников с ТНР.

Дошкольный возраст – важнейшее время для развития гибких навыков ребенка. Задача педагогов – системно и непрерывно формировать комфортную среду для развития soft  skills  у дошкольников с ТНР.

 

Участники семинара отметили высокий уровень организации семинара, актуальность и ценность полученной информации, практическую направленность.



     

     



 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий