Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение
безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Знакомить
детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного
поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к. представления,
полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком,
впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью
человека. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, что детский
сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то
именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в
воспитании его как дисциплинированного пешехода.
По результатам
статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч
дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому
дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества,
требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен
знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных
пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и
взрослых.
Поэтому главная задача
родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм
обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не
исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Задачи:
-
воспитывать сознательное отношение к
выполнению правил дорожного движения;
-
воспитать культуру поведения и дорожную
этику в условиях дорожного движения.
-
развивать мотивацию к безопасному
поведению;
-
развивать у дошкольников умение
ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-
формировать навыки самооценки,
самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
-
развивать личностные свойства –
самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
-
формировать у дошкольников устойчивые
навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
-
повышать компетентность родителей по
вопросам соблюдения ПДД
-
Принцип последовательности – любая
новая информация для ребёнка опирается на предыдущий опыт.
-
Принцип деятельности - включение
ребёнка в различные виды детской деятельности (игровую, познавательную,
поисковую деятельность).
-
Принцип интеграции - интеграция
видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в
образовательном процессе.
-
Принцип возрастной адекватности -
содержание образовательного процесса используется для работы в разных группах с
усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
-
Принцип
преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного
учреждения и семьи.
«Минутка безопасности» — это короткая беседа или игра с воспитанниками, посвященная правилам дорожного движения. По сути своей такие беседы или игры должны проводиться регулярно в каждой дошкольной группе (дети от 3 до 7 лет).«Минутки безопасности» в МБДОУ № 47 дают детям необходимые представления об общепринятых человеком нормах поведения; умения и навыки, как правильно, осознанно действовать в той или иной ситуации, развивают у детей самостоятельность, умение анализировать свое и чужое поведение.
Проведение «минуток безопасности» должно стать не кратковременной образовательной деятельностью, организуемой в дни тематических недель, месячников, операций по безопасности дорожного движения, а систематически и повседневно действующей системой с целью формирования навыков правильного поведения в дорожной обстановке. В «минутках безопасности» обращается внимание ребенка на разные поучительные моменты бытовых или дорожных ситуаций, проблемных ситуаций. Педагоги и родители совместно с детьми наблюдают за дорожным движением, поведением детей и взрослых на улице, дома, в гостях, замечают и предвидят скрытую опасность или ошибки в поведении. Таким образом, у ребенка формируется привычка правильно, поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.
Почему «минутки
безопасности»?
А потому, что цель
«минуток безопасности» - повлиять на формирование у детей сознательного и
ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих,
усвоение ими представлений, умений распознавать и оценивать опасные ситуации,
определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь, а
также бережного отношения к своему здоровью. В рамках «минуток безопасности»
необходимо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос,
допускающий разные мнения, связанные с раскрытием закономерностей улицы.
Для этого мы используем
разнообразные современные формы взаимодействия с детьми:
-
увлекательная
проблемно-игровая деятельность. Лепбук-
это отличный способ закрепления и повторения пройденных тем, как итоговое
мероприятие проекта. Дети собирают
книжку сами, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют,
используя всевозможные цвета и формы. Таким образом, можно сказать, что лепбук
-
- это собирательный образ плаката, книги
и раздаточного материла, который направлен на развитие у детей творческого
потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной
темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые
для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Лепбукивыглядят как интерактивные
книжки, информация в которых представлена в виде открывающихся окошек и
кармашек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, которые дают возможность
размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов и прочих забавных
деталей;
-
познавательно-исследовательская
деятельность в формате инновационной технологии «Путешествие по «реке времени». Автором
этой технологии является Короткова Надежда Александровна. Технология «путешествие по «реке времени»
направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом
времени – от прошлого к настоящему).Путешествия «по реке времени» – одна из
наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной
картины мира. Именно она позволяет дать
детям представления об историческом времени; осознанно находить связи,
отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как
своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно
использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в
образовательной деятельности в режимных
моментах
- моделирование дорожных ситуаций. В каждой группе имеются макеты улиц города. Используя фигурки пешеходов и транспорта, педагоги наглядно показывают, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации.
-
игровая
деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Применение
информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного
движения позволило мне сделать каждое
занятие из серии «Школа Светафорика» нетрадиционным, насыщенным, предусмотреть
разнообразные приемы и методы обучения.
Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать
активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. (Приложение)
-
экскурсии.
Во время экскурсий по улицам обращаем внимание дошкольников на правильные и не
правильные действия других пешеходов, при этом, следим за тем, чтобы дети сами
рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их
действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Наблюдения
сопровождаем рассказом, художественным словом, выслушиваем рассказы детей о
ситуациях, произошедших с детьми на
дороге из личного опыта.
- прогулки. Неотъемлемой частью образовательной работы являются целевые прогулки. Прогулки проводятся по дорогам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомлю детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. На прогулках наблюдаем за движением транспорта, пешеходов, различали транспортные средства по названию и величине (большой и маленький), легковой автомобиль, автобус, узнавали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, устанавливаем простейшие причинно-следственные связи в окружающем
-
встречи,
беседы с инспектором ГИБДД. Целью встреч с инспектором, как
правило, является - в игровой
форме выяснить представления детей о
дорожных знаках и сигналах светофора,
воспитание внимание, навыков осознанного использования знаний
ПДД в повседневной жизни.
-
продуктивные
виды деятельности. Одной из продуктивных форм работ с
воспитанниками являются совместные с педагогами игровые ситуации. Так, в ходе
занятий из цикла «Виртуальный музей дорожного движения» изготавливаются тематические
кейсы.Наполняемость кейсов осуществляет педагог по инициативе
ребёнка. Ребёнок совместно с родителями дома обсуждает тематику кейсов и пополняет его необходимым
оборудованием
-
проектная
деятельность. Реализация проектной деятельности
помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В
условиях проекта дошкольники могут
различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а
также закрепляют правила поведения в пассажирском транспорте. Проект
предполагает организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по
теме, чтение художественной литературы, дидактические игры, создание музейных
экспозиций «Автосалон», изготовление машин из бросового материла и
использование их в самостоятельной игровой деятельности.
Методы и приемы, реализуемые в
работе:
-
Взаимодействие со сказочным персонажем-
подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки
в его поведении, научить.
- Словесные приёмы - рассказ взрослого из
личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ
ребенка, беседа-рассказ взрослого.
-
Игровые приемы - занятие-игра,
дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами,
элементы сюжетно-ролевых игр.
-
Наглядные приемы - иллюстрации,
видеоматериалы, фотографии, схемы.
-
Художественное слово - стихи, сказки,
загадки, рассказы.
-
Использование театра – спектакли
(кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей.
-
Использование музыкального репертуара.
-
Практические действия детей - разбор
проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.
Интегрированный принцип в разработке инновационной формы работы даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
·
оформлениеуголковбезопасности;
·
подбор литературы,
фотографий по ПДД;
·
изготовлениеатрибутов к
играм
·
оформлениемакетов
Комментариев нет:
Отправить комментарий