Культурные практики – «Минутки безопасности для малышей»

 

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к. представления, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода.

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

 Цель: Систематизировать представлений детей о правилах дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.

Задачи:

-         воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

-         воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

-         развивать мотивацию к безопасному поведению;

-         развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

-         формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

-         развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

-         формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);

-         повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД

 Прогнозируемый результат: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

 При организации образовательного процесса педагоги руководствуются следующими принципами:

-         Принцип последовательности – любая новая информация для ребёнка опирается на предыдущий опыт.

-         Принцип деятельности - включение ребёнка в различные виды детской деятельности (игровую, познавательную, поисковую деятельность).

-         Принцип интеграции - интеграция видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

-         Принцип возрастной адекватности - содержание образовательного процесса используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

-         Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

 Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос:  « Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»        Ребенок каждый день попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Тем более что в детях «сидит» целый «букет» опасных привычек, хотя и естественных в быту – «бытовых». Например: отступать назад; не глядя – пятиться; бросаться за мячом, собакой, бегущим приятелем, забыв посмотреть по сторонам; гладить собаку, кошку; брать незнакомые предметы или знакомые, но чужие; выбегать из-за кустов, углов домов; играть со спичками, электропроводами; разговаривать с незнакомыми людьми на улице и т. п. А если этот букет дополняет отрицательный пример взрослых – родителей, которые, например,  знают, как переходить улицу, но идут не по переходу, а как удобнее, быстрее, ведя за руку малыша.

«Минутка безопасности»  — это короткая беседа или игра с воспитанниками, посвященная правилам дорожного движения. По сути своей такие беседы или игры должны проводиться регулярно в каждой дошкольной группе (дети от 3 до 7 лет).«Минутки безопасности» в МБДОУ № 47  дают  детям необходимые представления об общепринятых человеком нормах поведения; умения и навыки, как правильно, осознанно действовать в той или иной ситуации, развивают у детей самостоятельность, умение анализировать свое и чужое поведение.

Проведение «минуток безопасности» должно стать не кратковременной образовательной деятельностью, организуемой в дни тематических недель, месячников, операций по безопасности дорожного движения, а систематически и повседневно действующей системой с целью формирования навыков правильного поведения в дорожной обстановке. В «минутках безопасности» обращается внимание ребенка на разные поучительные моменты бытовых или дорожных ситуаций, проблемных ситуаций.  Педагоги и родители совместно с детьми наблюдают за дорожным движением, поведением детей и взрослых на улице, дома, в гостях, замечают и предвидят скрытую опасность или ошибки в поведении. Таким образом, у ребенка формируется привычка правильно, поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.

Почему «минутки безопасности»?

А потому, что цель «минуток безопасности» - повлиять на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими представлений, умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь, а также бережного отношения к своему здоровью. В рамках «минуток безопасности» необходимо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанные с раскрытием закономерностей улицы.

Для этого мы используем разнообразные современные формы взаимодействия с детьми:

-         увлекательная проблемно-игровая деятельность. Лепбук- это отличный способ закрепления и повторения пройденных тем, как итоговое мероприятие проекта.  Дети собирают книжку сами, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Таким образом, можно сказать, что лепбук

 

-         - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у детей творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Лепбукивыглядят как интерактивные книжки, информация в которых представлена в виде открывающихся окошек и кармашек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов и прочих забавных деталей;

-         познавательно-исследовательская деятельность в формате инновационной технологии «Путешествие по «реке времени». Автором этой технологии является Короткова Надежда Александровна.  Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она  позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной  деятельности в режимных моментах

-         моделирование дорожных ситуаций. В каждой группе имеются макеты улиц города. Используя фигурки пешеходов и транспорта, педагоги наглядно показывают, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации. 

-         игровая деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения позволило мне  сделать каждое занятие из серии «Школа Светафорика» нетрадиционным, насыщенным, предусмотреть разнообразные приемы и методы  обучения. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям.  (Приложение)

-         экскурсии. Во время экскурсий по улицам обращаем внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следим за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Наблюдения сопровождаем рассказом, художественным словом, выслушиваем рассказы детей о ситуациях, произошедших с детьми  на дороге из личного  опыта.

-         прогулки. Неотъемлемой частью образовательной работы являются  целевые прогулки. Прогулки  проводятся по дорогам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомлю детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. На прогулках наблюдаем за движением транспорта, пешеходов, различали транспортные средства по названию и величине (большой и маленький), легковой автомобиль, автобус,  узнавали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, устанавливаем простейшие причинно-следственные связи в окружающем

-         встречи, беседы с инспектором ГИБДД. Целью встреч с инспектором, как правило, является  - в игровой форме выяснить представления детей о

дорожных знаках и сигналах светофора, воспитание внимание, навыков осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.

-         продуктивные виды деятельности. Одной из продуктивных форм работ с воспитанниками являются совместные с педагогами игровые ситуации. Так, в ходе занятий из цикла «Виртуальный музей дорожного движения» изготавливаются тематические  кейсы.Наполняемость кейсов осуществляет педагог по инициативе ребёнка. Ребёнок совместно с родителями дома обсуждает тематику  кейсов и пополняет его необходимым оборудованием

-         проектная деятельность. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта  дошкольники могут различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а также закрепляют правила поведения в пассажирском транспорте. Проект предполагает организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, чтение художественной литературы, дидактические игры, создание музейных экспозиций «Автосалон», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности.

 В работе с «минутками безопасности» предлагаем использовать различные методы, включая:

Методы и приемы, реализуемые в работе:

-         Взаимодействие со сказочным персонажем- подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.

-   Словесные приёмы - рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого.

-         Игровые приемы - занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.

-         Наглядные приемы - иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.

-         Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы.

-         Использование театра – спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей.

-         Использование музыкального репертуара.

-         Практические действия детей - разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.

Интегрированный принцип в разработке инновационной формы работы даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

 Кроме организации образовательной деятельности педагоги создают условия в групповых помещениях:

·       оформлениеуголковбезопасности;

·       подбор литературы, фотографий по ПДД;

·       изготовлениеатрибутов к играм

·       оформлениемакетов

 Таким образом, проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность. Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Педагогические инновации необходимы для совершенствования системы образования по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий