Микрорайон "Точмаш"

ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

МДОУ МИКРОРАЙОНА «ТОЧМАШ» г. КОВРОВА

«ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЗДОРОВО!»

 



Мы - за здоровье, мы - за счастье,

Мы – против боли и несчастья!

За трезвый разум, за ясность мысли,

За детство, юность, за радость жизни!


АВТОРЫ:

Лукичева Ирина Николаевна, старший воспитатель МБДОУ №38, куратор

Гиниятулина Ирина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ №23

Бутылева Анна Александровна, старший воспитатель МБДОУ №59

Башкирцева Светлана Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ №22

Крохмалюк Мария Владимировна, инструктор по ФВ МБДОУ №23

Кожина Наталья Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ №23

Прокофьева Лариса Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ №38

Лукина Татьяна Алексеевна, инструктор по ФВ МБДОУ №38

Соколова Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ №22.

В процессе анализа деятельности МДОУ микрорайона «Точмаш» по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физкультуре и спорту мы пришли к выводу, что представлять панораму педагогических достижений мы, в первую очередь, будем для педагогов города. Возможно, она будет интересна и некоторым родителям?

НАША КОНЦЕПЦИЯ

«Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы».
Т. Харлейль

Проблема здоровья человека является основной для современной цивилизации, главное место в ней занимает здоровье подрастающего поколения. Социальная значимость обусловливает необходимость решения данной проблемы программными методами на основе реализации системы мероприятий на всех этапах развития ребенка. Государственная социальная программа «Десятилетие детства в России» (Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 г. N 1375-р) предусматривает реализацию мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрение здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний.

Именно в дошкольном возрасте воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни должно уделяться как можно больше внимания, так как в этот благоприятный период формируются доступные представления и вырабатываются правильные нормы поведения. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

В связи с этим мы считаем, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

В рамках самопрезентации мы представляем комплексную модель охраны и укрепления здоровья детей (или модель здоровьесбережения в образовательной деятельности) МДОУ микрорайона «Точмаш» «Здоровье - это здорово!»


ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Задачи оздоровительного направления

охрана и укрепление здоровья ребенка, повышение умственной и физической работоспособности, достижение полноценного физического развития

Задачи образовательного направления

формирование доступных представлений о  ЗОЖ и пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах

Задачи воспитательного направления

формирование интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Наименование МДОУ г. Ковров микрорайона «Точмаш»

МБДОУ №22

МБДОУ №38

МБДОУ №59

МБДОУ №23

основные реализуемые программы и технологии

 

Основная образовательная программа с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования: Примерная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

 

 

 

 

Основная образовательная программа с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание, испр. и доп.- М.: «Мозаика-Синтез», 2016.

Программа «Олимпийское образование дошкольников» под редакцией Филипповой С.О. – СПб.: «Детство – пресс», 2007.

 

Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. З.И. Бересневой – М. Сфера, 2004.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М., 1987.

Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе (научно-практический сборник инновационного опыта).- М.: Илекса, 2009.

Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Николаева Н.И. Школа мяча. – СПб.: «Детство-пресс», 2008.

Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.; Мозаика-синтез, 2014

 

Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.: М. ТЦ Сфера, 2007.

Маханева М. Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста.-М.:ТЦ Сфера, 2013.

Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Под редакцией  В.И. Орла, С.Н. Агаджановой – СПб.: «Детство – пресс», 2006.

Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». - М., 1993 г.

 

Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста» СПб.: «Детство – пресс», 2019.

Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века» «Аркти» М, 2001 г.

АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ: Программа фитбол-гимнастики для детей дошкольного возраста с ОВЗ (задержка психоречевого развития) «Приключения мышки» инструктора по ф/к МБДОУ №59 Трутановой О. Б.(Приложение №1 МБДОУ №59)

Наша модель ориентирована на создание здоровьесберегающей среды в МДОУ, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе реализации принципов дифференциации и интеграции образовательной деятельности, последовательности физкультурно-оздоровительной работы, учета возрастных и индивидуальных особенностей в процессе реализации системного подхода к охране и укреплению здоровья детей.

Чтобы помочь ребенку сохранить физическое и психическое здоровье необходима двигательная активность, основной резерв которой создаётся за счет разнообразных здоровьесберегающих технологий. Поэтому в нашей модели особое внимание мы хотим уделить представлению технологического блока, т.е. тем в основном традиционным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в МДОУ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Медико-профилактические

 

Физкультурно-оздоровительные

 

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

 

Валеологическое просвещение родителей

 

МЕДИКО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»

Г.А. Сперанский

Включают в себя: организацию мониторинга здоровья дошкольников и разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья (закаливания)и физического развития дошкольников; организацию и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста; организацию профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов.

Среди них особое место занимают закаливающие мероприятия. Организация закаливания в МДОУ микрорайона проводится в соответствии с утвержденными планами закаливающих мероприятий на уч. г. и методикой их проведения. В течение уч. года педагогические коллективы совместно с ведущими специалистами по охране здоровья проводят следующие основные закаливающие мероприятия: двигательная активность на прогулке, воздушные ванны, ходьба по рефлексогенным дорожкам до и после дневного сна, облегченная форма одежды, мытье рук прохладной водой, сон с доступом свежего воздуха. Во время летнего периода система закаливающих мероприятий дополняется обливанием ног прохладной водой, играми с водой на свежем воздухе, солнечными ваннами, обширным умыванием.  Одним из важных компонентов рационально построенного режима дня и закаливания являются прогулки на открытом воздухе. (Приложение №2 «Картотека ежедневных прогулок для детей старшего дошкольного возраста» МБДОУ №38)

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Более подробно мы остановимся на физкультурно-оздоровительных технологиях, направленных на приобщение детей к здоровому образу жизни:

 

 

 

 

§  Физкультурно-оздоровительные, приобщение детей к здоровому образу жизни

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

§  физкультминутки

§  подвижные игры

§  спортивные игры

§  пальчиковая гимнастика

§  гимнастика для глаз

§  дыхательная гимнастика

§  бодрящая гимнастика после дневного сна

§  психогимнастика

Технологии обучения здоровому образу жизни

§  утренняя гимнастика

§  физкультурные занятия

§  ООД по становлению ценностей ЗОЖ

§  физкультурные досуги и праздники

Коррекционные технологии

Арттерапия включает в себя различные направления: музыкотерапию, библиотерапию (сказкотерапию), изотерапию (рисунок, живопись, лепка), театротерапию, танцетерапию, куклотерапию, маскотерапию и т.д., которые используются и в работе с детьми.

§  музыкотерапия

§  сказкотерапия

§  артикуляционная гимнастика

§  песочная терапия

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья в картотеках

Приложение №3 Картотека физкультминуток «Карманная книга воспитателя» МБДОУ №22

Приложение №4 Картотека подвижных игр МБДОУ №23

Приложение №5 Картотека считалок МБДОУ №22

Приложение №6 Картотека народных игр МБДОУ № 22  

Приложение №7 Картотека пальчиковой гимнастики МБДОУ №22

Приложение №8 Гимнастика для глаз в стихах МБДОУ №38

Приложение №9 Картотека дыхательной гимнастики МБДОУ №38

Приложение №10 Упражнения на восстановление дыхания МБДОУ №22

Приложение №11 Картотека бодрящей гимнастики после дневного сна МБДОУ №38

Приложение №12 Картотека МБДОУ №23

Приложение №13 Комплексы ОРУ к календарному планированию МБДОУ №22

АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ ЗОЖ

«Ходьба и гимнастика – неотъемлемые атрибуты счастливого человека».

                                                                                                  Гиппократ

Системно-деятельностный подход к образовательному процессу позволяет создавать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребёнок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющим его успешность на последующих этапах обучения. 

Большинство педагогов МДОУ микрорайона «Точмаш» готовы к реализации системно-деятельностного подхода как на мотивационном, так и на технологическом уровнях. 

Педагоги МБДОУ №23 являются соисполнителями Федерального инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывного образования». Ярким событием 2018-2019 учебного года было участие инструктора по ФВ МБДОУ №23 Крохмалюк Марии Владимировны в региональном конкурсе «Педагог года», в котором одним из творческих испытаний был открытый показ организованной образовательной деятельности по физкультуре с детьми среднего дошкольного возраста ДОУ г. Владимира, где она достойно представила авторское занятие с использованием технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ «Строим терем-теремок, и дружить он всем помог». (Приложение №14)

Педагоги МБДОУ №38 являлись участниками городского ежегодного фестиваля педагогических идей, который предполагает открытый показ организованной образовательной деятельности с незнакомыми воспитателю детьми с использованием технологии системно-деятельностного подхода. В 2018 году воспитатель Бычкова Елена Михайловна стала одним из победителей данного фестиваля с показом ООД, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: «Кардиологом зовется тот, кто болезни сердца узнает». (Приложение№15)

Яркие примеры физкультурных досугов и праздников отражены в следующих конспектах специалистов МДОУ микрорайона:

Досуг по здоровьесбережению, посвященный всемирному Дню здоровья в подготовительной к школе группе совместно с родителями «Мы спортивная семья –  мы здоровая семья», сценарий спортивного праздника «Мама, папа, я – спортивная семья», организованные инструктором по ФВ МБДОУ №23 Крохмалюк М. В. (Приложение №16)

Сценарий музыкально-игрового досуга «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!», сценарий музыкально-познавательного досуга «Дыши веселей!», сценарий музыкально-валеологического развлечения, посвященного Дню Защитника Отечества Прокофьевой Л. В., музыкального руководителя МБДОУ №38. (Приложение №17)

Сценарий спортивного развлечения «Здоровым жить -  здорово!», сценарий спортивного – оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гости к доктору Айболиту» инструктора по ф/к МБДОУ №38 Лукиной Т. А. (Приложение №18)

Положение спортивного праздника «Лыжный марафон для дошколят» праздник для детей 4 – 7 лет МБДОУ №59. (Приложение №19)

«Азбука дорожной безопасности» квест-игра для детей дошкольного возраста воспитателей Морозовой Елены Викторовны, Храмцовой Надежды Николаевны МБДОУ №59. (Приложение №20)

НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ — замечательная традиция дошкольных образовательных учреждений, которую активно поддерживают и педагоги МДОУ микрорайона «Точмаш» г. Коврова.

Сильнее всего мотивирует малышей к движению в направлении ЗОЖ необычная форма мероприятий. На Неделе здоровья проводятся игровые и познавательные занятия, сочетаются различные виды детской деятельности — всё, что нравится детям. Неделя здоровья в детском саду — это комплекс интересных мероприятий на каждый день недели, целью которого является поддержание положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников и их родителей. 

 № МДОУ

Название тематических недель здоровья

 

МБДОУ №23

«Неделя психологического здоровья»

«Неделя здоровья – 2018. Тропинка к своему здоровью»

«Неделя зимних игр и забав»

Неделя психологии «Творчество – это прекрасно!»

(Приложение №21 МБДОУ №23)

МБДОУ №38

Неделя здоровья «Разговор о правильном питании»

Неделя здоровья «Где прячется мое здоровье?»

МБДОУ №59

 

Неделя здоровья «Я и мое здоровье»

«Спортивная неделя здоровья»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В МБДОУ №38 в рамках тематической недели «Разговор о правильном питании. Здоровое питание – залог здоровья» воспитатели проводят различные опыты и исследовательскую деятельность по теме: «Польза или вред зубам от конфет» автора М. Яцевич (Приложение №22 МБДОУ №38); экспериментальную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Прими за правило –здоровое питание» автора Р. С. Торжинской.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 «Музыка много дает для здоровья, если    пользоваться ею надлежащим образом».                                                          

Пифагор

Музыкотерапия (Приложение №23 МБДОУ №38)

Сказкотерапия (Приложение №24 МБДОУ №38)

Артикуляционная гимнастика (Приложение №25 МБДОУ №38)

Песочная терапия (Приложение №26 МБДОУ №38)

Таким образом, вышеописанные здоровьесберегающие технологии (технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии) представляемой комплексной модели охраны и укрепления здоровья детей «Здоровье - это здорово!» МДОУ микрорайона «Точмаш», дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.

Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит под руководством воспитателя и предусматривается в календарном планировании.  Именно от воспитателя зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, ее дозировка, соблюдение всего двигательного режима.

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА – технологии, основная задача которых - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

§  семинары-тренинги

§  консультации для педагогов

§  практикумы для педагогов

§  программы, направленные на профилактику эмоционального выгорания педагогов

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕОБОГАЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ направлены на обучение педагогов методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости с использованием различных методик, на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. С данными технологиями можно ознакомиться на страницах семинара с педагогами «Здоровый педагог – здоровый ребенок» Крохмалюк М. В., инструктора по ФВ, 2018 г. (Приложение №27 МБДОУ №23);  

в рамках программы по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ «Мастерская эмоциональных ресурсов», подготовленная творческой группой педагогов-психологов: Гиниятулина И. В., МБДОУ №23, Мухина Н. А, МБДОУ №5, Столбунова О. В., МБДОУ №8, Голованова Е. В, МБДОУ №47, Медарисова С. В. МБДОУ №52, 2019 г. (Приложение №28 МБДОУ №23)

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

«Ничто не действует в младых душах сильнее

 всеобщей власти примера родителей».

Н.И. Новиков

Воспитание ребенка с рождения определяется не только состоянием здоровья его органов и систем, но и тем микроклиматом семьи и социального окружения, в котором живет и развивается человек. От правильного подхода к совершенствованию человеческого организма с момента рождения в дальнейшем зависит его здоровье в зрелом возрасте.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем разнообразные формы взаимодействия и сотрудничества. Особое внимание уделяем организации совместных мероприятий родителей и детей, помогая семьям более продуктивно проводить совместные культурно-познавательные мероприятия, а также гигиеническому и педагогическому просвещению родителей, повышению их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

годовая задача

МБДОУ №38

Формы сотрудничества

2017-2018 уч. г.

«Формировать у детей дошкольного возраста основы правильного питания как составной части сохранения и укрепления своего здоровья»

 

 

 

2018-2019 уч. г.

 

«Способствовать социально-психологическому благополучию дошкольников посредством эффективного использования здоровьесберегающей технологии песочной терапии в современных условиях ДОУ»

 

 

 

 

 

 

2019-2020 уч. г.

 

«Сохранение и укрепление здоровья воспитанников посредством проведения тематической утренней гимнастики»

конкурс семейных фотоплакатов «Здоровье – это здорово», «Здоровая семья»

конкурс семейной фотографии «Щи да каша- и не только…Пословицы и поговорки о питании»

тематическая творческая выставка для детей и родителей «Научим быть здоровым»

общие родительские собрания на темы: «Разговор о правильном питании», «Безопасность детей-общее дело», «Здоровый образ жизни и физическая активность» совместно с Центром медицинской профилактики г. Коврова

анкетирование родителей «Особенности питания дошкольников в условиях ДОУ и семьи», «Быть здоровым – это здорово!», «Какое место занимает физкультура в вашей семье» и др.

тестирование родителей «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?»

день открытых дверей для родителей (приглашение на участие в утренней зарядке все возрастные группы ДОУ инструктора по ф/к Лукиной Т. А. и музыкального руководителя Прокофьевой Л. В.)

открытый показ ООД по становлению ценностей здорового образа жизни воспитателями ДОУ: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «В страну волшебную пойдем, здоровье, бодрость в ней найдем», «Где прячется здоровье?» и др. 

оформление наглядной информации ГБУЗ ВО «Центра медицинской профилактики г. Коврова» для родителей в рамках договора о сотрудничестве

групповые родительские собрания на темы: «Здоровый образ жизни в семьях воспитанников», «Организация двигательного режима в условиях ДОУ», «Сохранение и укрепления здоровья воспитанников посредством систематического проведения утренней гимнастики» и др.

индивидуальные беседы с родителями (по соблюдению режима дня, рационального питания, о сохранении и укрепление здоровья детей, о состоянии здоровья, профилактике заболеваний)

наглядная агитация для родителей по теме (папки-передвижки, буклеты, памятки), информационные стенды

совместные спортивные праздники и развлечения

помощь родителей в изготовлении нестандартного физкультурного оборудования на группу и прогулочный участок

реализация совместных тематических проектов по теме приобщения к ЗОЖ

Примеры форм сотрудничества с родителями воспитанников МБДОУ №23

Досуг по здоровьесбережению, посвященному всемирному дню здоровья в подготовительной к школе группе совместно с родителями «Мы спортивная семья –  мы здоровая семья», организованный инструктором по ФВ Крохмалюк М.В. 7 апреля 2020 года. Здоровый образ жизни не становится нормой в жизни ребёнка сам по себе, он является плодом титанических усилий, направленных на развитие мотивации и формирование ответственного отношения малыша к своему организму. Впрочем, воспитание никогда не считалось элементарным занятием. Но если перенести основные моменты в разряд игры, можно добиться гораздо лучших результатов. Вспомните полезные загадки о здоровом образе жизни, веселые игры и игровые задания, и, может быть, он сам потянется к новым знаниям! Досуг был насыщен эстафетами, играми, интересными заданиями, ребусами и способствовал сплочению и оздоровлению детей, родителей и педагогов! (Приложение №29)

Семинар-практикум с родителями «Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста» проведен инструктором по ФВ Крохмалюк М.В. с родителями детей средних групп №5,7,11. Организован в рамках проведения «Недели здоровья – 2019». Семинар насыщен теоретическими и практическими материалами, с родителями проведена физкультминутка и освещены важные моменты физического развития детей данной возрастной группы. (Приложение №30)

Круглый стол с родителями «Здоровье детей в ваших руках!». В рамках решения годовой задачи по здоровьесбережению в 2018-2019 учебном году был проведен цикл круглых столов с родителями раннего возраста, среднего и старшего дошкольного возраста «Здоровье детей в ваших руках!», с привлечением воспитателей и специалистов ДОУ – педагога-психолога и инструктора по ФВ.

Таким образом, используемые разнообразные формы позволяют привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ

Эффективное взаимодействие МДОУ и социума в решении проблемы формирования здоровой личности во многом зависит от дошкольного учреждения, его сотрудничества с различными социальными службами, ориентированными на решение этой проблемы. Важным при этом является то, что ДОУ объединяет в совместной деятельности людей разных возрастов – детей и взрослых.

№ МДОУ

Социальные партнеры в рамках реализации комплексной модели охраны и укрепления здоровья детей

 

МБДОУ №38

Договор с ГБУЗ ВО «ЦМП» Центром медицинской профилактики г. Коврова в целях пропаганды ЗОЖ и профилактики хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний среди детей, сотрудников и родителей.

Договор о сотрудничестве с Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная библиотечная система г. Коврова» библиотекой №2(экологической).

 

МБДОУ №59

Договор со спортивно-оздоровительным клубом «Снегирь» (проведение экскурсий выходного дня, спортивных праздников).

Договор с МБДОУ СОШ № 9 (спортивные соревнования).

Договор с МБУК «ЦБС г. Коврова» (занятия на базе филиала № 7 в рамках программы «Я с книгой открываю мир»).

ОРГАНИЗЦИОННЫЙ БЛОК

Организационный блок модели охраны и укрепления здоровья детей МДОУ микрорайона «Точмаш» составляют материальные и кадровые условия.

Материальные условия реализации модели

внешние: спортивная площадка на улице 

внутренние: спортивный зал, физкультурные уголки в группах, музыкальный зал, кабинет медсестры, изолятор, процедурный кабинет

 

Кадровые условия реализации

модели

воспитатели групп, инструктор по физической культуре, ведущий специалист по охране здоровья, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед

Внешние условия: спортивная площадка на улице (мини-стадионы, беговая дорожка, спортивно-игровое оборудование). МДОУ микрорайона «Точмаш» расположены вдали от основных автомобильных дорог. На территории много деревьев, кустарников, цветников, оборудованы спортивные площадки, где дети имеют возможность развивать двигательные навыки в соответствии с возрастными особенностями в любое время года.

Внутренние: спортивный зал, физкультурные уголки в группах, музыкальный зал, кабинет медсестры, изолятор, процедурный кабинет.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация развивающей среды. В учреждениях микрорайона педагогами создаются необходимые условия для повышения двигательной активности детей. (Приложение №31 РППС (спортивные залы и групповые центры): МБДОУ №22, МБДОУ №23, МБДОУ №38, МБДОУ №59)

Физкультурные залы оборудованы спортивными комплексами, представлено разнообразное физкультурное оборудование (обручи, скакалки, гимнастические палки, дуги для подлезания, лесенки, горка, мячи различного диаметра, мячи для фитбола, маты, баскетбольные корзины, волейбольная сетка и др.), а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.

Физкультурные уголки (центры) учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала. Особое значение уделяем самостоятельной двигательной деятельности детей. (Приложение №32 Паспорт физкультурного центра группы МБДОУ №38)

Наблюдения всех педагогов МДОУ показывают, что особенно сильное влияние на эмоциональную сферу ребенка оказывает музыка. Поэтому тематическое оформление и разнообразное оборудование музыкального зала оказывает только положительное влияние на формирование двигательных навыков у детей.

Кадровые условия: это воспитатели групп, инструктор по физической культуре, ведущий специалист по охране здоровья, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Взаимодействие специалистов осуществляется на основе принципа единства диагностики, профилактики и коррекции. Постановка единых целей модели охраны и укрепления здоровья детей и организованный периодический медико-педагогический контроль позволяют координировать деятельность всех педагогов по данному направлению.

АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ: Программа совместной деятельности педагога-психолога с детьми по эмоциональному развитию «Радуга эмоций» для детей среднего дошкольного возраста, подготовленная старшим воспитателем Гиниятулиной И. В. и педагогом – психологом МБДОУ №23 Кожиной Н. Ю., 2020 г. (Приложение №33)

РЕЗУЛЬТАТИВНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

Результативно-рефлексивный блок модели охраны и укрепления здоровья детей МДОУ микрорайона «Точмаш» составляют мониторинг, критерии оценки передового педагогического опыта и основные результаты работы по данному направлению.

Результативно-рефлексивный блок

 

 

Мониторинг

заболеваемость детей

физическая подготовленность

сформированность представлений о здоровом образе жизни

 

Критерии оценки  ППО в области охраны и укрепления здоровья дошкольников

новизна

результативность

стабильность

возможность использования опыта другими педагогами

 

Основные результаты

снижение заболеваемости

стабильно высокие результаты физического развития воспитанников

высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ

 

Мониторинг по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях ДОУ включает в себя:

Ежегодные данные о динамике состояния здоровья воспитанников. Анализируя состояние здоровья детей (заболеваемость, посещаемость, суммарные данные по группам здоровья и др.), осуществление оздоровительной и профилактической работы, можно сделать следующий вывод: общий процент количества детей, состоящих на диспансерном учете, понизился по сравнению с 2018-2019 уч. г. в среднем по ДОУ микрорайона на 4 % (с 56% до 52%). Общая заболеваемость в 2019-2020 уч. г. в сравнении с 2018-2019 уч. г. и количество пропусков по болезни одним ребенком в группах до 3-х лет и после 3- х лет снизилась в среднем на 0,4%.

В соответствии с реализуемыми ООП ДО МДОУ микрорайона «Точмаш» два раза в год (сентябрь, май) проводится оценка физической подготовленности дошкольников посредством компьютерной тест-программы «Физкультурный паспорт» и критериального наблюдения   за воспитанниками по образовательной области «Физическое развитие» (выявление уровней овладения двигательными навыками и представлениями о ЗОЖ у детей). По результатам проведенного мониторинга все МДОУ микрорайона отмечают положительную динамику на конец уч. года, которая в среднем составляет от 10 до 25%.

Обобщение передового педагогического опыта на муниципальном уровне

Наименование ППО

Новизна

МБДОУ №23

«Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в современном ДОУ» Крохмалюк М. В., инструктор по ФВ, 2018 г.

 

Ссылка на ППО

 

Создание системы на основе использования ИКТ, которая повышает мотивацию и интерес детей к занятиям физической культурой, спортивным играм и физическим упражнениям в ДОУ.

Разработаны:

Серия мультимедиа презентаций к традиционным и тематическим занятиям.

Комплекс сезонных и тематических гимнастик для глаз: «Снежинка», «Летняя поляна», «Полет бабочки», «Листопад», «Лесные жители», «Осень», «Звездное небо», «Новогодняя елочка».

Веселые физкультминутки: «Звероаэробика», «Девочка», «Мальчик», «Заяц».

Серия мультимедиа презентаций по ознакомлению дошкольников с видами спорта, знаменитыми спортсменами: «Спортсмены города Ковров»; «Спортивные комплексы города Ковров»; «Спортивные музеи города Ковров»; «Секреты здоровья»; «Гигиена – залог здоровья»; «Спортивные снаряды»; «Летние виды спорта»; «История олимпийских игр»; «Игры и забавы малышей зимой»; «Зимние виды спорта».

Интерактивные викторины: «Спортивные задачки»; «Здоровый образ жизни»; «Загадки о спорте»; «Спортивные кроссворды»; «Виды спорта»; «Растем здоровыми».

Интерактивные игры развивающего характера: «Летние и зимние виды спорта», «Режим дня ребенка дошкольника», «Спортивные парочки» «Четвертый лишний», «Спортивные загадки», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

МБДОУ №38

«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности старших дошкольников как средство укрепления психофизического здоровья» Прокофьева Л. В., музыкальный руководитель, 2018 г.

 

Ссылка на ППО

 

Внедрение в музыкальную деятельность здоровьесберегающих технологий в игровой форме создает условия для укрепления психофизического здоровья старших дошкольников.

Разработаны:

Картотека музыкальных приветствий

Картотека дыхательной гимнастики

Картотека артикуляционной гимнастики

Картотека игрового массажа

Картотека речевых игр

Картотека музыкальных произведений для обогащения педагогического процесса

Перспективно-тематическое планирование музыкальной деятельности

Конспекты ООД с использованием здоровьесберегающих технологий

Сценарии музыкально-игровых развлечений с использованием здоровьесберегающих технологий

Материалы для взаимодействия с родителями воспитанников  

Таким образом, систематически занимаясь работой по укреплению и сохранению здоровья детей, мы сумели достичь определенных положительных результатов. Подводя итог, можно отметить, что, представленная комплексная модель охраны и укрепления здоровья детей (или модель здоровьесбережения в образовательной деятельности) МДОУ микрорайона «Точмаш» «Здоровье – здорово!», способствует воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физкультуре и спорту.

Выводы: модель реалистична, что подтверждено повышением общих показателей работы МДОУ; содержание модели нацелено на создание здоровьесберегающей среды в учреждении, усовершенствовании модели двигательного режима, совершенствование физического развития детей.

ЦИТАТЫ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ О ЗОЖ (Приложение №34 МБДОУ №22),

(Приложение №35 МБДОУ №23)

ДЕТСКИЕ АВТОРСКИЕ СТИХИ О ЗОЖ (Приложение №36 МБДОУ №59)

ДЕТСКИЕ СТИХИ О ЗОЖ (Приложение №37 МБДОУ №22)  

ДЕТСКИЕ ПЕСНИ О ЗОЖ (Приложение №38 МБДОУ №38)

ДЕТСКИЕ РИСУНКИ О ЗОЖ (Приложение №39 МБДОУ №22), (Приложение №40 Рисунки о ЗОЖ МБДОУ №23)

ФОТОГАЛЕРЕЯ О РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗОЖ МБДОУ МИКРОРАЙОНА «ТОЧМАШ»


МБДОУ №22 

МБДОУ №23

МБДОУ №38                       

МБДОУ №59

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий