ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
МДОУ МИКРОРАЙОНА «ТОЧМАШ» г. КОВРОВА
«ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЗДОРОВО!»
|
Мы - за здоровье, мы - за счастье, Мы – против боли и несчастья! За трезвый разум, за ясность мысли, За детство, юность, за радость жизни! |
АВТОРЫ:
Лукичева Ирина Николаевна, старший воспитатель МБДОУ №38, куратор
Гиниятулина Ирина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ №23
Бутылева Анна Александровна, старший воспитатель МБДОУ №59
Башкирцева Светлана Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ №22
Крохмалюк Мария Владимировна, инструктор по ФВ МБДОУ №23
Кожина Наталья Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ №23
Прокофьева Лариса Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ №38
Лукина Татьяна Алексеевна, инструктор по ФВ МБДОУ №38
Соколова Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ №22.
В процессе анализа деятельности МДОУ микрорайона «Точмаш» по
воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению
дошкольников к физкультуре и спорту мы пришли к выводу, что представлять
панораму педагогических достижений мы, в первую очередь, будем для педагогов города. Возможно, она будет интересна и некоторым родителям?
НАША КОНЦЕПЦИЯ
«Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы».
Т. Харлейль
Проблема здоровья
человека является основной для современной цивилизации, главное место в ней занимает
здоровье подрастающего поколения. Социальная значимость обусловливает необходимость решения данной
проблемы программными методами на основе реализации системы мероприятий на всех
этапах развития ребенка. Государственная социальная программа «Десятилетие детства в России» (Распоряжение Правительства РФ от 6 июля
2018 г. N 1375-р) предусматривает реализацию мероприятий,
направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи,
внедрение здоровьесберегающих технологий
и основ медицинских знаний.
Именно в дошкольном возрасте воспитанию ценностного отношения
к здоровому образу жизни должно уделяться как можно больше внимания, так
как в этот благоприятный период формируются доступные представления и вырабатываются
правильные нормы поведения. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается
более тесная связь ребенка с семьей и
воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на
ребёнка, но и на членов его семьи.
В связи с этим мы считаем, что проблема сохранения и
укрепления здоровья детей не кампания одного дня деятельности и одного
человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего
коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
В рамках самопрезентации
мы представляем комплексную модель охраны и укрепления здоровья детей (или
модель здоровьесбережения в образовательной деятельности) МДОУ микрорайона
«Точмаш» «Здоровье - это здорово!»
ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Задачи оздоровительного направления |
охрана и укрепление здоровья
ребенка, повышение умственной и физической работоспособности, достижение
полноценного физического развития |
Задачи образовательного направления |
формирование доступных представлений о
ЗОЖ и пользе
занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и
правилах |
Задачи воспитательного направления |
формирование интереса
и потребности в
систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание
нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности |
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Наименование МДОУ г. Ковров микрорайона «Точмаш» |
|||
МБДОУ №22 |
МБДОУ №38 |
МБДОУ №59 |
МБДОУ №23 |
основные реализуемые программы и технологии
|
|||
Основная образовательная программа с учетом
примерной образовательной программы дошкольного образования: Примерная
образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» /Т.И. Бабаева,
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2014. |
|
||
|
|
Основная
образовательная программа с учетом примерной образовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание, испр. и доп.- М.:
«Мозаика-Синтез», 2016. |
|
Программа «Олимпийское образование
дошкольников» под редакцией Филипповой С.О. – СПб.: «Детство – пресс», 2007.
|
Здоровый малыш. Программа оздоровления
детей в ДОУ. Под ред. З.И. Бересневой – М. Сфера, 2004. |
||
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. -
М., 1987. |
|||
Чупаха И.В., Пужаева Е.З.
Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе
(научно-практический сборник инновационного опыта).- М.: Илекса, 2009. |
Грядкина Т.С. Образовательная область
«Физическое развитие». Как работать по программе «Детство»:
Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. |
Николаева Н.И. Школа мяча. – СПб.: «Детство-пресс», 2008. |
Новикова И.М.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.;
Мозаика-синтез, 2014
|
Сократова Н.В. Современные технологии
сохранения и укрепления здоровья детей.: М. ТЦ Сфера, 2007. |
Маханева М. Д.
Программа оздоровления детей дошкольного возраста.-М.:ТЦ Сфера, 2013. |
Оздоровительная
работа в дошкольных образовательных учреждениях. Под редакцией В.И. Орла, С.Н. Агаджановой – СПб.:
«Детство – пресс», 2006. |
Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». -
М.,
|
Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы
безопасности детей дошкольного возраста» СПб.: «Детство – пресс», 2019. |
Антонов Ю.Е. «Здоровый
дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века» «Аркти» М, |
АВТОРСКИЕ
РАЗРАБОТКИ: Программа фитбол-гимнастики для детей
дошкольного возраста с ОВЗ (задержка психоречевого развития) «Приключения
мышки» инструктора по ф/к МБДОУ №59 Трутановой О. Б.(Приложение №1 МБДОУ №59)
Наша модель
ориентирована на создание здоровьесберегающей
среды в МДОУ, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей
в процессе реализации принципов дифференциации и интеграции образовательной
деятельности, последовательности физкультурно-оздоровительной работы, учета
возрастных и индивидуальных особенностей в процессе реализации системного подхода к охране и
укреплению здоровья детей.
Чтобы помочь ребенку сохранить
физическое и психическое здоровье необходима двигательная активность, основной резерв которой создаётся за счет разнообразных
здоровьесберегающих технологий. Поэтому в нашей модели особое внимание мы хотим
уделить представлению технологического
блока, т.е. тем в основном традиционным здоровьесберегающим технологиям,
которые используются в МДОУ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ» |
Медико-профилактические
|
Физкультурно-оздоровительные
|
Технологии обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка |
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
|
Валеологическое просвещение родителей
|
МЕДИКО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»
Г.А. Сперанский
Включают в себя: организацию мониторинга
здоровья дошкольников и разработку рекомендаций по оптимизации детского
здоровья (закаливания)и физического развития дошкольников; организацию и
контроль питания детей раннего и дошкольного возраста; организацию
профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении
требований СанПиНов.
Среди них особое место занимают закаливающие мероприятия. Организация закаливания в
МДОУ микрорайона проводится в соответствии с утвержденными планами закаливающих
мероприятий на уч. г. и методикой их проведения. В течение уч. года
педагогические коллективы совместно с ведущими специалистами по охране здоровья
проводят следующие основные закаливающие
мероприятия: двигательная активность на прогулке, воздушные ванны, ходьба
по рефлексогенным дорожкам до и после дневного сна, облегченная форма одежды,
мытье рук прохладной водой, сон с доступом свежего
воздуха. Во время летнего периода система закаливающих мероприятий
дополняется обливанием ног прохладной водой, играми с водой на свежем воздухе,
солнечными ваннами, обширным умыванием. Одним
из важных компонентов рационально построенного режима дня и закаливания являются прогулки
на открытом воздухе. (Приложение №2 «Картотека ежедневных прогулок для детей старшего
дошкольного возраста» МБДОУ №38)
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Более подробно мы остановимся на физкультурно-оздоровительных технологиях, направленных на
приобщение детей к здоровому образу жизни:
§ Физкультурно-оздоровительные,
приобщение детей к здоровому образу жизни
|
Технологии сохранения
и стимулирования здоровья § физкультминутки § подвижные игры § спортивные игры § пальчиковая гимнастика § гимнастика для глаз § дыхательная гимнастика § бодрящая гимнастика после дневного сна § психогимнастика Технологии обучения
здоровому образу жизни § утренняя гимнастика § физкультурные занятия § ООД по становлению ценностей ЗОЖ § физкультурные досуги и праздники Коррекционные технологии Арттерапия включает в себя
различные направления: музыкотерапию, библиотерапию (сказкотерапию),
изотерапию (рисунок, живопись, лепка), театротерапию, танцетерапию,
куклотерапию, маскотерапию и т.д., которые используются и в работе с детьми. § музыкотерапия § сказкотерапия § артикуляционная гимнастика § песочная терапия
|
Технологии
сохранения и стимулирования здоровья в картотеках
Приложение №3 Картотека
физкультминуток «Карманная книга воспитателя» МБДОУ №22
Приложение №4 Картотека подвижных игр
МБДОУ №23
Приложение №5 Картотека считалок
МБДОУ №22
Приложение №6 Картотека народных игр
МБДОУ № 22
Приложение №7 Картотека пальчиковой
гимнастики МБДОУ №22
Приложение №8 Гимнастика для глаз в
стихах МБДОУ №38
Приложение №9 Картотека дыхательной
гимнастики МБДОУ №38
Приложение №10 Упражнения на
восстановление дыхания МБДОУ №22
Приложение №11 Картотека бодрящей
гимнастики после дневного сна МБДОУ №38
Приложение №12 Картотека МБДОУ №23
Приложение №13 Комплексы ОРУ к
календарному планированию МБДОУ №22
АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ ЗОЖ
«Ходьба и гимнастика – неотъемлемые
атрибуты счастливого человека».
Гиппократ
Системно-деятельностный
подход к образовательному процессу позволяет создавать условия, в которых дети
выступают активными участниками
образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и
применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребёнок получил не в
готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся
для него бесценным опытом, определяющим его успешность на последующих этапах
обучения.
Большинство педагогов МДОУ микрорайона «Точмаш» готовы к
реализации системно-деятельностного
подхода как на мотивационном, так и на технологическом уровнях.
Педагоги МБДОУ №23 являются
соисполнителями Федерального инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывного
образования». Ярким событием 2018-2019 учебного года было участие
инструктора по ФВ МБДОУ №23 Крохмалюк
Марии Владимировны в региональном конкурсе «Педагог года», в котором одним из творческих испытаний был
открытый показ организованной образовательной деятельности по физкультуре с
детьми среднего дошкольного возраста ДОУ г. Владимира, где она достойно
представила авторское занятие с использованием технологии
системно-деятельностного подхода и ИКТ «Строим
терем-теремок, и дружить он всем помог». (Приложение №14)
Педагоги МБДОУ №38 являлись участниками городского ежегодного фестиваля педагогических
идей, который предполагает открытый показ организованной образовательной
деятельности с незнакомыми воспитателю детьми с использованием технологии
системно-деятельностного подхода. В 2018 году воспитатель Бычкова Елена Михайловна стала одним из победителей данного
фестиваля с показом ООД, направленной на воспитание ценностного отношения к
своему здоровью с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: «Кардиологом зовется тот, кто болезни
сердца узнает». (Приложение№15)
Яркие примеры физкультурных досугов и праздников отражены в следующих конспектах специалистов МДОУ микрорайона:
Досуг по здоровьесбережению,
посвященный всемирному Дню здоровья в подготовительной к школе группе совместно
с родителями «Мы спортивная семья – мы здоровая семья», сценарий спортивного
праздника «Мама, папа, я – спортивная
семья», организованные инструктором по ФВ МБДОУ №23 Крохмалюк М. В. (Приложение
№16)
Сценарий музыкально-игрового досуга «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!»,
сценарий музыкально-познавательного досуга «Дыши веселей!», сценарий музыкально-валеологического
развлечения, посвященного Дню Защитника Отечества Прокофьевой Л. В.,
музыкального руководителя МБДОУ №38. (Приложение №17)
Сценарий
спортивного развлечения «Здоровым жить -
здорово!», сценарий спортивного – оздоровительного
занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гости к доктору Айболиту» инструктора по ф/к МБДОУ №38 Лукиной
Т. А. (Приложение №18)
Положение спортивного праздника «Лыжный
марафон для дошколят» праздник для детей 4 – 7 лет МБДОУ №59. (Приложение №19)
«Азбука дорожной безопасности» квест-игра для детей
дошкольного возраста воспитателей Морозовой Елены Викторовны, Храмцовой Надежды
Николаевны МБДОУ №59. (Приложение №20)
НЕДЕЛЯ
ЗДОРОВЬЯ — замечательная традиция дошкольных образовательных
учреждений, которую активно поддерживают и педагоги МДОУ микрорайона «Точмаш» г. Коврова.
Сильнее всего мотивирует малышей к движению в
направлении ЗОЖ необычная форма мероприятий. На Неделе здоровья проводятся
игровые и познавательные занятия, сочетаются различные виды детской
деятельности — всё, что нравится детям. Неделя здоровья в детском саду — это комплекс
интересных мероприятий на каждый день недели, целью которого является
поддержание положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников и их родителей.
№ МДОУ |
Название тематических недель здоровья
|
МБДОУ №23 |
«Неделя
психологического здоровья» «Неделя
здоровья – 2018. Тропинка к своему
здоровью» «Неделя
зимних игр и забав» Неделя психологии «Творчество – это прекрасно!» |
МБДОУ №38 |
Неделя здоровья «Разговор о правильном питании» Неделя здоровья «Где прячется мое здоровье?» |
МБДОУ №59
|
Неделя
здоровья «Я и мое здоровье» «Спортивная
неделя здоровья» |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В
МБДОУ №38 в рамках тематической недели «Разговор о правильном
питании. Здоровое питание – залог здоровья» воспитатели проводят различные
опыты и исследовательскую деятельность по теме: «Польза или вред зубам от конфет» автора М. Яцевич (Приложение №22 МБДОУ №38); экспериментальную
деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Прими за правило –здоровое питание» автора Р. С.
Торжинской.
КОРРЕКЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
«Музыка
много дает для здоровья, если пользоваться
ею надлежащим образом».
Пифагор
Музыкотерапия (Приложение №23 МБДОУ
№38)
Сказкотерапия (Приложение №24 МБДОУ
№38)
Артикуляционная гимнастика (Приложение №25 МБДОУ
№38)
Песочная терапия (Приложение №26 МБДОУ
№38)
Таким
образом, вышеописанные здоровьесберегающие
технологии (технологии сохранения и
стимулирования здоровья, технологии
обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии) представляемой комплексной модели
охраны и укрепления здоровья детей
«Здоровье - это здорово!» МДОУ микрорайона «Точмаш», дополняя и обогащая
друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность
каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.
Вся
многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит под
руководством воспитателя и предусматривается в календарном планировании. Именно
от воспитателя зависит создание спокойной обстановки, поддержание
жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка,
необходимая смена деятельности, ее дозировка, соблюдение всего двигательного режима.
ТЕХНОЛОГИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА – технологии, основная
задача которых - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и
взрослыми в детском саду и семье.
Технологии
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов |
§ семинары-тренинги
§ консультации
для педагогов § практикумы
для педагогов § программы,
направленные на профилактику эмоционального выгорания педагогов |
ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕОБОГАЩЕНИЯ
ПЕДАГОГОВ
направлены
на обучение педагогов методам профилактики и преодоления «эмоционального
выгорания» и профессиональной усталости с использованием различных методик, на
формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным
состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. С данными технологиями можно ознакомиться на страницах семинара с педагогами «Здоровый педагог – здоровый ребенок»
Крохмалюк М. В., инструктора по ФВ, 2018 г. (Приложение №27 МБДОУ №23);
в рамках программы по профилактике
эмоционального выгорания педагогов ДОУ «Мастерская эмоциональных ресурсов»,
подготовленная
творческой группой педагогов-психологов: Гиниятулина И. В., МБДОУ №23, Мухина
Н. А, МБДОУ №5, Столбунова О. В., МБДОУ №8, Голованова Е. В, МБДОУ №47,
Медарисова С. В. МБДОУ №52, 2019 г. (Приложение №28 МБДОУ №23)
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
«Ничто не действует в младых душах сильнее
всеобщей власти примера родителей».
Н.И. Новиков
Воспитание ребенка с
рождения определяется не только состоянием здоровья его органов и систем, но и
тем микроклиматом семьи и
социального окружения, в котором живет и развивается человек. От правильного
подхода к совершенствованию человеческого организма с момента рождения в
дальнейшем зависит его здоровье в зрелом возрасте.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко
используем разнообразные формы
взаимодействия и сотрудничества. Особое внимание уделяем организации
совместных мероприятий родителей и детей, помогая семьям более продуктивно
проводить совместные культурно-познавательные мероприятия, а также гигиеническому
и педагогическому просвещению родителей, повышению их грамотности в вопросах
физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
годовая
задача МБДОУ №38 |
Формы сотрудничества |
2017-2018 уч. г. «Формировать у детей дошкольного возраста
основы правильного питания как составной части сохранения и укрепления своего
здоровья»
2018-2019
уч. г.
«Способствовать социально-психологическому благополучию дошкольников
посредством эффективного использования здоровьесберегающей технологии
песочной терапии в современных условиях ДОУ»
2019-2020
уч. г.
«Сохранение
и укрепление здоровья воспитанников посредством проведения тематической утренней гимнастики» |
конкурс семейных фотоплакатов «Здоровье – это здорово», «Здоровая семья» конкурс семейной фотографии «Щи да каша- и не только…Пословицы и поговорки о питании» тематическая
творческая выставка для детей и родителей «Научим быть здоровым» общие родительские собрания на темы: «Разговор о правильном питании», «Безопасность
детей-общее дело», «Здоровый образ жизни и физическая активность» совместно с
Центром медицинской профилактики г. Коврова анкетирование родителей «Особенности
питания дошкольников в условиях ДОУ и семьи», «Быть здоровым – это здорово!»,
«Какое место занимает
физкультура в вашей семье» и др. тестирование родителей «Можно ли Ваш образ
жизни назвать здоровым?» день открытых дверей для
родителей (приглашение на участие в утренней зарядке все возрастные группы
ДОУ инструктора по ф/к Лукиной Т. А. и музыкального руководителя Прокофьевой
Л. В.) открытый показ ООД по
становлению ценностей здорового образа жизни воспитателями ДОУ: «Витамины я
люблю – быть здоровым я хочу», «В страну волшебную пойдем, здоровье, бодрость
в ней найдем», «Где прячется здоровье?» и др.
оформление наглядной информации ГБУЗ ВО «Центра
медицинской профилактики г. Коврова» для родителей в рамках договора о
сотрудничестве групповые родительские собрания на
темы: «Здоровый образ жизни в семьях воспитанников», «Организация двигательного режима в
условиях ДОУ», «Сохранение и укрепления здоровья воспитанников посредством
систематического проведения утренней гимнастики» и др. индивидуальные беседы с родителями (по соблюдению режима
дня, рационального питания, о сохранении и укрепление здоровья детей, о
состоянии здоровья, профилактике заболеваний) наглядная агитация для родителей по теме
(папки-передвижки, буклеты, памятки), информационные стенды совместные спортивные праздники и развлечения помощь
родителей в изготовлении нестандартного
физкультурного оборудования на группу и прогулочный участок реализация
совместных тематических проектов
по теме приобщения к ЗОЖ |
Примеры форм
сотрудничества с родителями воспитанников МБДОУ №23
Досуг по
здоровьесбережению, посвященному всемирному дню здоровья в подготовительной к
школе группе совместно с родителями «Мы
спортивная семья – мы здоровая семья»,
организованный инструктором по ФВ Крохмалюк М.В. 7 апреля 2020 года. Здоровый образ жизни не становится нормой в жизни
ребёнка сам по себе, он является плодом титанических усилий, направленных на
развитие мотивации и формирование ответственного отношения малыша к своему
организму. Впрочем, воспитание никогда не считалось элементарным занятием. Но
если перенести основные моменты в разряд игры, можно добиться гораздо лучших
результатов. Вспомните полезные загадки о здоровом образе жизни, веселые игры и
игровые задания, и, может быть, он сам потянется к новым знаниям! Досуг был
насыщен эстафетами, играми, интересными заданиями, ребусами и способствовал
сплочению и оздоровлению детей, родителей и педагогов! (Приложение №29)
Семинар-практикум с родителями «Физическое развитие детей среднего
дошкольного возраста» проведен инструктором по ФВ Крохмалюк М.В. с родителями детей средних
групп №5,7,11. Организован в рамках проведения «Недели здоровья – 2019».
Семинар насыщен теоретическими и практическими материалами, с родителями
проведена физкультминутка и освещены важные моменты физического развития детей
данной возрастной группы. (Приложение №30)
Круглый стол с родителями «Здоровье
детей в ваших руках!». В рамках решения годовой задачи по здоровьесбережению в 2018-2019 учебном
году был проведен цикл круглых столов с родителями раннего возраста, среднего и
старшего дошкольного возраста «Здоровье детей в ваших руках!», с привлечением
воспитателей и специалистов ДОУ – педагога-психолога и инструктора по ФВ.
Таким образом, используемые
разнообразные формы позволяют привлечь родителей к совместным усилиям по
оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном
учреждении.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ
Эффективное взаимодействие МДОУ и социума в решении проблемы формирования
здоровой личности во многом зависит от дошкольного учреждения, его
сотрудничества с различными социальными службами, ориентированными на решение
этой проблемы. Важным при этом является то, что ДОУ объединяет в совместной
деятельности людей разных возрастов – детей и взрослых.
№ МДОУ |
Социальные партнеры в рамках
реализации комплексной модели охраны и укрепления здоровья детей |
МБДОУ №38 |
Договор с ГБУЗ ВО «ЦМП» Центром медицинской профилактики г. Коврова в целях
пропаганды ЗОЖ и профилактики хронических неинфекционных и инфекционных
заболеваний среди детей, сотрудников и родителей. Договор о сотрудничестве с Муниципальным
бюджетным учреждением культуры «Централизованная библиотечная система г.
Коврова» библиотекой №2(экологической). |
МБДОУ №59 |
Договор со
спортивно-оздоровительным клубом «Снегирь»
(проведение экскурсий выходного дня, спортивных праздников). Договор с МБДОУ СОШ № 9 (спортивные соревнования). Договор с МБУК «ЦБС г. Коврова» (занятия на базе филиала № 7 в рамках
программы «Я с книгой открываю мир»). |
ОРГАНИЗЦИОННЫЙ БЛОК
Организационный блок модели охраны и укрепления здоровья детей МДОУ микрорайона «Точмаш» составляют материальные и кадровые
условия.
Материальные условия реализации модели |
внешние: спортивная площадка на
улице внутренние:
спортивный зал, физкультурные уголки в группах, музыкальный зал, кабинет
медсестры, изолятор, процедурный кабинет
|
Кадровые условия реализации модели |
воспитатели групп, инструктор по
физической культуре, ведущий специалист по охране здоровья, старший
воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед |
Внешние
условия:
спортивная площадка на улице (мини-стадионы, беговая дорожка, спортивно-игровое оборудование). МДОУ микрорайона «Точмаш» расположены вдали от основных автомобильных дорог. На
территории много деревьев, кустарников, цветников, оборудованы спортивные
площадки, где дети имеют возможность развивать двигательные навыки в
соответствии с возрастными особенностями в любое время года.
Внутренние: спортивный зал,
физкультурные уголки в группах, музыкальный зал, кабинет медсестры, изолятор,
процедурный кабинет.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным
является организация развивающей среды.
В учреждениях микрорайона педагогами создаются необходимые условия для
повышения двигательной активности детей.
(Приложение №31 РППС (спортивные залы и
групповые центры): МБДОУ №22,
МБДОУ
№23,
МБДОУ
№38, МБДОУ №59)
Физкультурные залы оборудованы спортивными комплексами,
представлено разнообразное физкультурное оборудование (обручи, скакалки,
гимнастические палки, дуги для подлезания, лесенки, горка, мячи различного
диаметра, мячи для фитбола, маты, баскетбольные корзины, волейбольная сетка и
др.), а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к
физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают
эффективность занятий.
Физкультурные уголки (центры) учитывают возрастные особенности
детей, их интересы. Во всех группах имеются пособия для профилактики
плоскостопия, подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из
бросового материала. Особое значение уделяем самостоятельной двигательной деятельности детей. (Приложение №32 Паспорт
физкультурного центра группы МБДОУ №38)
Наблюдения всех педагогов МДОУ показывают, что особенно сильное влияние на
эмоциональную сферу ребенка оказывает музыка. Поэтому тематическое оформление и
разнообразное оборудование музыкального
зала оказывает только положительное влияние на формирование двигательных
навыков у детей.
Кадровые условия: это воспитатели групп,
инструктор по физической культуре, ведущий специалист по охране здоровья,
старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель,
учитель-логопед.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ
Взаимодействие
специалистов осуществляется на основе принципа единства диагностики,
профилактики и коррекции. Постановка единых
целей модели охраны
и укрепления здоровья детей и организованный
периодический медико-педагогический контроль позволяют координировать
деятельность всех педагогов по данному направлению.
АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ: Программа
совместной деятельности педагога-психолога с детьми по эмоциональному развитию «Радуга
эмоций» для детей среднего дошкольного возраста, подготовленная старшим
воспитателем Гиниятулиной
И. В. и педагогом –
психологом МБДОУ №23 Кожиной Н. Ю., 2020 г. (Приложение №33)
РЕЗУЛЬТАТИВНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ
БЛОК
Результативно-рефлексивный блок модели охраны и укрепления здоровья детей МДОУ микрорайона
«Точмаш» составляют мониторинг, критерии оценки передового педагогического опыта и
основные результаты работы по
данному направлению.
Результативно-рефлексивный
блок
|
|
Мониторинг |
заболеваемость детей физическая подготовленность сформированность представлений о здоровом образе жизни
|
Критерии оценки ППО в области охраны и укрепления здоровья
дошкольников |
новизна результативность стабильность возможность
использования опыта другими педагогами |
Основные результаты |
снижение заболеваемости стабильно высокие результаты физического развития
воспитанников высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ
|
Мониторинг по проблеме сохранения и
укрепления здоровья дошкольников в условиях ДОУ включает в себя:
Ежегодные данные о динамике состояния здоровья воспитанников.
Анализируя состояние здоровья детей (заболеваемость, посещаемость,
суммарные данные по группам здоровья и др.), осуществление оздоровительной и
профилактической работы, можно сделать следующий вывод: общий процент
количества детей, состоящих на диспансерном учете, понизился по сравнению с
2018-2019 уч. г. в среднем по ДОУ микрорайона на 4 % (с 56% до 52%). Общая
заболеваемость в 2019-2020 уч. г. в сравнении с 2018-2019 уч. г. и количество
пропусков по болезни одним ребенком в группах до 3-х лет и после 3- х лет
снизилась в среднем на 0,4%.
В соответствии с
реализуемыми ООП ДО МДОУ микрорайона «Точмаш» два раза в год (сентябрь, май)
проводится оценка физической подготовленности дошкольников посредством компьютерной тест-программы «Физкультурный
паспорт» и критериального наблюдения за воспитанниками по образовательной области
«Физическое развитие» (выявление уровней овладения двигательными навыками и
представлениями о ЗОЖ у детей). По результатам проведенного мониторинга все МДОУ
микрорайона отмечают положительную динамику на конец уч. года, которая в
среднем составляет от 10 до 25%.
Обобщение передового педагогического опыта на муниципальном уровне
Наименование
ППО |
Новизна |
МБДОУ №23 |
|
«Формирование положительного
отношения к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного
возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в современном
ДОУ» Крохмалюк М. В., инструктор по ФВ, 2018 г.
|
Создание системы на основе использования ИКТ, которая повышает мотивацию и интерес
детей к занятиям физической культурой, спортивным играм и физическим
упражнениям в ДОУ. Разработаны: Серия мультимедиа презентаций к традиционным и тематическим
занятиям. Комплекс сезонных и тематических
гимнастик для глаз:
«Снежинка», «Летняя поляна», «Полет бабочки», «Листопад», «Лесные жители»,
«Осень», «Звездное небо», «Новогодняя елочка». Веселые физкультминутки: «Звероаэробика», «Девочка»,
«Мальчик», «Заяц». Серия мультимедиа презентаций по ознакомлению дошкольников с
видами спорта, знаменитыми спортсменами: «Спортсмены города Ковров»;
«Спортивные комплексы города Ковров»; «Спортивные музеи города Ковров»;
«Секреты здоровья»; «Гигиена – залог здоровья»; «Спортивные снаряды»; «Летние
виды спорта»; «История олимпийских игр»; «Игры и забавы малышей зимой»;
«Зимние виды спорта». Интерактивные викторины: «Спортивные задачки»; «Здоровый
образ жизни»; «Загадки о спорте»; «Спортивные кроссворды»; «Виды спорта»;
«Растем здоровыми». Интерактивные игры развивающего характера: «Летние и
зимние виды спорта», «Режим дня ребенка дошкольника», «Спортивные парочки»
«Четвертый лишний», «Спортивные загадки», «Я здоровье берегу, сам себе я
помогу». |
МБДОУ №38 |
|
«Использование
здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности старших
дошкольников как средство укрепления психофизического здоровья» Прокофьева Л.
В., музыкальный руководитель, 2018 г.
|
Внедрение в музыкальную
деятельность здоровьесберегающих технологий в игровой форме создает условия
для укрепления психофизического здоровья старших дошкольников. Разработаны: Картотека музыкальных приветствий Картотека дыхательной гимнастики Картотека артикуляционной
гимнастики Картотека игрового массажа Картотека речевых игр Картотека музыкальных произведений для
обогащения педагогического процесса Перспективно-тематическое
планирование музыкальной деятельности Конспекты ООД с использованием
здоровьесберегающих технологий Сценарии музыкально-игровых
развлечений с использованием здоровьесберегающих технологий Материалы для взаимодействия с
родителями воспитанников |
Таким образом, систематически
занимаясь работой по укреплению и сохранению здоровья детей, мы сумели достичь
определенных положительных результатов. Подводя итог, можно отметить, что, представленная
комплексная модель охраны и укрепления
здоровья детей (или модель здоровьесбережения в образовательной
деятельности) МДОУ микрорайона «Точмаш»
«Здоровье – здорово!», способствует воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению
дошкольников к физкультуре и спорту.
Выводы: модель реалистична, что подтверждено повышением общих показателей работы МДОУ;
содержание модели нацелено на
создание здоровьесберегающей среды в
учреждении, усовершенствовании модели двигательного режима, совершенствование
физического развития детей.
ЦИТАТЫ
ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ О ЗОЖ (Приложение №34 МБДОУ №22),
ДЕТСКИЕ
АВТОРСКИЕ СТИХИ О ЗОЖ (Приложение №36 МБДОУ
№59)
ДЕТСКИЕ
СТИХИ О ЗОЖ (Приложение №37 МБДОУ №22)
ДЕТСКИЕ
ПЕСНИ О ЗОЖ (Приложение №38 МБДОУ №38)
ДЕТСКИЕ РИСУНКИ О ЗОЖ (Приложение №39 МБДОУ №22), (Приложение №40 Рисунки о ЗОЖ МБДОУ №23)
ФОТОГАЛЕРЕЯ О РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗОЖ МБДОУ МИКРОРАЙОНА «ТОЧМАШ»
МБДОУ №23
БУДЬТЕ
ЗДОРОВЫ!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий