Микрорайон "Сигнальский"

ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ 
МБДОУ № 19 И МБДОУ № 41

Здоровью не научить, 

можно воспитать потребность 



Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. 
Вопрос охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является особо актуальным на современном этапе развития общества и определен как приоритетная задача реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155) От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит в последующем образ жизни взрослого человека. Именно поэтому, охрана и укрепление здоровья являются приоритетными задачами дошкольных образовательных учреждений микрорайона «Сигнальский», и напрямую связаны с повышением качества образовательного процесса. 
Анализ имеющегося кадрового и материально – технического потенциала, показывает, что дошкольные образовательные учреждения имеют возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. В тоже время эффективность работы зависит от мобильности педагогических кадров, стремления коллективов дошкольных учреждений к поиску средств, методов, технологий для сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения к здоровому образу жизни. 
Эти ключевые ориентиры отражены в эмблеме образовательных учреждений микрорайона «Сигнальский» и девизе:

«Здоровье детей укрепляем, реализуем, 

взаимодействуем, внедряем!»

В качестве результата деятельности, направленной на приобщение детей к ЗОЖ рассматривается не количество усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. 
Решению задач способствует использование при организации образовательного процесса специальных здоровьесберегающих технологий, применяемых в рамках реализации Основной образовательной программы дошкольного образования (ее основной и вариативной части)
Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь период их пребывания в дошкольном учреждении.

ЦЕЛЬ: 
Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДО, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка и формирование основ здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ:
  • скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни; 
  • оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДО, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; 
  • реализовать систему мероприятий, способствующих повышению компетентности педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья воспитанников.; 
  • реализовать мероприятия, направленные на формирование у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях; 
  • активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни.
  • совершенствовать содержание и механизмы взаимодействия МБДОУ и семьи на основе методологии партнёрства в условиях образовательного пространства МБДОУ.
  • способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников.
  • сформировать у дошкольников положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Критерий успеха:
1. Снижение заболеваемости воспитанников как результат реализации мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности.
2. Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
3. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.

Многолетняя систематическая работа дошкольных учреждений микрорайона «Сигнальский» способствовала накоплению определенного опыта в работе, методических разработок, которые педагогические коллективы представляют на городской виртуальной платформе:

АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ

  • Конспект спортивного праздника «К Олимпийским рекордам» Автор: Ватагина Марина Александровна, инструктор по физической культуре, МБДОУ №19 
  • Конкурсный материал, предоставленный на областной конкурс научно – методических материалов, программ и проектов по вопросам формирования здорового образа жизни у детей и подростков в номинации «Использование активных форм сотрудничества с семьей – залог успешного физического развития дошкольника» в который вошли конспекты:
  • Спортивный праздник «Береги здоровье с молоду!» Автор: Ватагина Марина Александровна, инструктор по физической культуре, МБДОУ №19 
  • Спортивное развлечение «Ярмарка подвижных игр» Автор: Ватагина Марина Александровна, инструктор по физической культуре, МБДОУ №19 
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста: «Победить мы Змея сможем, богатырям здоровье вернуть поможем» Автор: Ватагина Марина Александровна, инструктор по физической культуре, МБДОУ №19 
  • Конспект организации деловой игры с педагогами ДОУ «Час здоровья» Автор: Лосева Надежда Владимировна, старший воспитатель МБДОУ №19 
Среди методических разработок Карта физического развития ребенка используемая при проведении мониторинга развития ребенка и позволяющая дать оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья. 
Фиксация результатов мониторинга в индивидуальной Карте физического развития ребенка дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальный маршрут развития ребенка, оценить динамику развития ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогического сопровождения и образовательного процесса в целом. Кроме того, карта удобна для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанника динамики развития ребенка, координации совместных действий. 

В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются, так называемые, «Листы здоровья» , которые заполняются медицинским персоналом и воспитателем группы. Без этой взаимосвязи невозможна грамотная оздоровительная работа. В листе здоровья заполняются антропометрические показатели: вес и рост ребенка. Это важно для определения параметров мебели в соответствии с требованиями СанПин. 

Врач на основе медицинских показаний осуществляет распределение детей по группам здоровья, в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, дает рекомендации, фиксируя их групповом листе здоровья. В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной). В листе здоровья указывается иная информация (показатели физического развития, физкультурная группа) что важно для организации образовательной работы и контроля здоровья ребёнка в детском саду. 

РЕАЛИЗАЦИЯ 
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен системно – деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка. Основная цель реализации системно – деятельностного подхода - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. личности, как отмечал М.М. Бахин, «характеризующейся осознанной деятельностью, целенаправленностью и творчеством». 
На ключевых принципах системно – деятельностного подхода основывается образовательный процесс, направленный на приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, определяя результатом проявление у ребенка качеств, свойственных субъекту деятельности - инициативность, самостоятельность, ответственность.

Я хочу быть здоровым! Это так просто!

В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и приобщение к здоровому образу жизни, важная роль принадлежит организации и проведению тематических Дней здоровья. Тематические Дни здоровья проводятся в группах детей раннего и дошкольного возраста, один раз в месяц в течении всего года. Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, вариативностью форм организации.

                   

Тематические Дни здоровья 
Дни здоровья проводятся в соответствии с тематикой, разработанной для каждой возрастной группы. Содержание обновляется и усложняется в каждой возрастной группе исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей, их познавательного опыта.

Тема

Сроки

«Быть здоровыми хотим- помогает нам режим»

сентябрь

Всем ребятам надо знать, как по улице шагать

октябрь

Полезные продукты

ноябрь

Чистота всего полезней, сохранит от всех болезней

декабрь

Веселье и смех нам здоровье и успех

январь

Витамины употребляем- здоровье  укрепляем

февраль

Айболит  к нам приходил, про здоровье говорил

март

Кто со спортом дружит, никогда не тужит

апрель

Закалка, спорт , движение – всех целей достижение

май



       

Организация Дней здоровья позволяет удовлетворить потребность детей в двигательной активности, способствует приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, и что особенно важно, способствует созданию благоприятной эмоционально – психологической атмосфере в группе.

СИСТЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ  

Решение проблем физического развития и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.
Решению проблемы охраны и укрепления здоровья детей способствует эффективное взаимодействие семьи и МБДОУ. Только в условиях сотрудничества семьи и МБДОУ возможно достижение результатов в оздоровлении и физическом развитии дошкольников. 
Целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является установление партнерских отношений МБДОУ и семьи в деле воспитания и образования детей, создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника через организацию взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников на основе социального партнёрства.

    

Для эффективного решения задач охраны и укрепления здоровья воспитанников педагогический коллектив МБДОУ использует разнообразные формы сотрудничества с родителями воспитанников.

Здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. 
Эмоциональное благополучие является важным компонентом психологического здоровья детей. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, его здоровья. 
Эмоциональное благополучие ребенка обуславливается массой разнообразных факторов, среди которых важное место занимает создание психологического климата в семье. 
Традиционно в дошкольных учреждениях проходит газет - форум на котором семьи воспитанников презентуют проекты. Тематика форума может быть различна: «Один день из жизни счастливой семьи», «Папа, мама, я – спортивная семья», однако цель мероприятия одна - создание благоприятного эмоционально – психологического климата, приобщение родителей и воспитанников к культуре семейного здоровьесбережения.

Представляем материалы газет – форумов
                         

  


СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ 

Для успешного решения задач воспитания у дошкольников ценностного отношения к здоровью, приобщения их к физической культуре и спорту дошкольное учреждение активно взаимодействует с различными социальными институтами. С 2019 года социальным партнером ДОУ, с которым осуществляется активное взаимодействие, построенное на общности целей и задач приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, является ГБУЗ ВО «Центр медицинской профилактики г. Коврова». Образовательная деятельность осуществляется один раз в месяц, в соответствии с программой формирования основ здорового образа жизни», разработанной Центром медицинской профилактики.

 


Сотрудничество с данным социальным институтом способствует решению важных направлений воспитания дошкольников - формированию представлений о правилах здорового образа жизни, и нашло положительный отклик среди родителей и педагогов МБДОУ.
Партнерами ДОУ являются спортивно ориентированные учреждения города, среди которых Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва дзюдо, самбо имени С.М. Рыбина" г. Ковров, Муниципальное бюджетное учреждение города Коврова «Спортивная школа». Совместные мероприятия, организуемые с учреждениями, способствуют проявлению у детей интереса к занятиям спорта, расширению и обогащению представлений о различных видах спорта, передают особенности атмосферы, в которой растут, тренируются спортсмены, организуют свой досуг. 
«Спортивные традиции моей семьи». Совместное мероприятие с участием воспитанников Муниципального бюджетного учреждения города Коврова «Спортивная школа».
         

Спортивный праздник среди воспитанников Муниципальных дошкольных образовательных учреждений детский сад №19 и детский сад №32 "Веселые старты приуроченный к "Дню физкультурника". Инициатива проведения праздника принадлежит МБУ "СШОР дзюдо, самбо им. С.М. Рыбина". 

Экскурсия в МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва дзюдо, самбо имени С.М. Рыбина" г. Ковров


Статья о совместных мероприятиях дошкольного учреждения и МБУ "СШОР дзюдо, самбо им. С.М. Рыбина" опубликована в Городской информационно – аналитической газете «Ковровская неделя» (№53 от 12.07.2019г.) https://web.archive.org/web/20200930075659/http://kovrov-gorod.ru/upload/newspaper/full_535.pdf

ОБНОВЛЕНИЕ  РППС

Развивающая предметно – пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещением, участком и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (П.3. п.п.3.6.3 ФГОС ДО)
При создании предметно-развивающей среды приоритет отдаётся следующим компонентам:
  • Охрана и укреплении физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей
  • Обеспечении двигательной активности детей,
  • Предоставление возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения.
  • Среда должна быть направлена на развитие ребенка.
  • Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. 
При организации РППС важно обеспечить те функциональные составляющие, которые несет развивающая среда:
  • Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. 
  • Стимулирующая – При ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. 
  • Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. 
Созданная в МБДОУ развивающая предметно – пространственная среда соответствует основным принципам, определенным в ФГОС ДО.

Насыщенность ППР среды предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, соответствие возрастным особенностям детей и содержанию программы 




Полифункциональность обеспечивается возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) разнообразным использованием мебели


Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РППС среды в зависимости:
  • от образовательной ситуации
  • от меняющихся интересов детей
  • от возможностей детей
             

Вариативность среды обеспечивается:
  • Периодической сменяемостью игрового материала
  • Разнообразием материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
  • Появлением новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды обеспечивается размещением материала на уровне глаз детей и вытянутой руки. 

Безопасность среды обеспечивается соответствием всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия


Для систематизации и оценки и планирования обновления РППС методической службой дошкольных учреждений разработаны Паспорт физкультурного зала и Паспорт группы





Комментариев нет:

Отправить комментарий