Микрорайон "Центральный"

 ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗОЖ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Пояснительная записка 

Здоровье – главная человеческая ценность во все времена: от далекого прошлого до современности. А здоровье наших детей – это и здоровье будущего поколения, и благополучие старшего поколения граждан России. 
Понятие «здоровье» включает в себя физическое, психическое и социальное благополучие человека. Не зря гласит народная пословица: «В здоровом теле – здоровый дух». А «здоровый дух» - это психологически здоровая личность, которая заключает в себе вечные непреходящие ценности (доброе, заинтересованное, уважительное отношение к старшим, людям разных национальностей). 
Центральной нитью в ФГОС ДО проходит основополагающий принцип – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование мотивации и навыков ЗОЖ у воспитанников детского сада (п.1.5.). Понятие «здоровый образ жизни» сочетает в себе множество составляющих стиля жизни человека. Это и занятия спортом, и профилактика болезней через закаливание, и соблюдение правил гигиены. Однако здоровый образ жизни охватывает не только названные традиционные направления, но и весь спектр интересов и увлечений человека: питание, режим дня, отношения с людьми, культурно-историческое наследие и др. 
С давних времен создавались народами России традиции здорового образа жизни:
  • Обряды
  • • Подвижные игры
  • • Народный фольклор: сказки, детские потешки, пословицы и поговорки,
  • • Колыбельные песни
  • • обереги (куклы и предметы)традиционное питание
Чтобы воспитать у дошкольников ценностное отношение к ЗОЖ, потребность в соблюдении правил ЗОЖ, необходимо создать вокруг детей атмосферу, наполненную привычками и традициями здорового образа жизни. 
Поэтому, педагогам детского сада возможно и необходимо интегрировать работу по здоровьесберегающей деятельности с приобщением дошкольников к народным традициям здорового образа жизни. 
Таким образом, нравственные ценности и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте и основанные на народных традициях здорового образа жизни, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. 

ЦЕЛЬ: создание условий для развития у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни посредством приобщения к народным традициям здоровьесбережения. 

ЗАДАЧИ:
  • способствовать развитию у дошкольников мотивации к соблюдению правил ЗОЖ;
  • способствовать развитию у дошкольников осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • формировать у дошкольников совокупность привычек и навыков ЗОЖ;
  • повышать психоэмоциональную устойчивость дошкольников как одного из условий реализации ЗОЖ;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства как основу психологического здоровья дошкольников;
  • оптимизировать сотрудничество МБДОУ с социальными партнерами (родителями воспитанников, центрами развития физкультуры, спорта, народной культуры и творчества) в рамках реализации проекта).

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ 

№ п/п

Реализуемые программы

1.

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ на основе ФГОС ДО с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева/ - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

2.

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ на основе ФГОС ДО с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «РАДУГА» / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова/ - М.: «СФЕРА», 2017.

3.

Парциальная программа «Азбука общения» - Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, М.: «СФЕРА», 2016.

4.

Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «МАЛЫШИ-КРЕПЫШИ» О.В. Бережнова, В.В. Бойко - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.

5.

Авторская программа «Са-Фи-Дансе» (программа  танцевально-игровой гимнастики) - Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.

6.

Авторская программа «Давай познакомимся!» (тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет) – И.А. Пазухина, СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.

7.

Авторская программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!» - Т.Г. Карепова, «Учитель», 2019.

8.

Программа «Здоровье» (творческая группа педагогов МБДОУ № 29 г. Коврова)

9.

Авторская программа «Вместе дружная семья» по психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей к условиям детского сада – Н.Э. Завьялова, педагог-психолог МБДОУ № 29 г. Коврова

10.

 Авторский  вариативный модуль по приобщению детей к ЗОЖ «Познай себя» (творческая группа педагогов МБДОУ № 46 г. Коврова)

Реализуемые педагогические технологии

- Динамические паузы

- Подвижные,  хороводные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)

- Гимнастика динамическая, корригирующая.

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые: игротренинги, игро- терапия

- Коммуникативные игры

- Лэп-букинг

- Серия занятий «Уроки здоровья»

- Точечный самомассаж

-Технологии музыкального воздействия

- Сказкотерапия

- Психогимнастика


Важнейшим условием для успешного воспитания у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни, развития мотивации и навыков ЗОЖ является создание и систематическое обогащение здоровьесберегающей РППС МДОУ: 

1. Оснащение спортивного, музыкального зала, творческих студий, помещений возрастных групп необходимым стандартным и нестандартным физкультурным и развивающим оборудованием (Фото-альбом "Островки эмоционального комфорта в группе детского сада"  (Авторы: воспитатели высшей квалификационной категории Л.В. Иголкина, Н.В. Быкова), Консультация Нестандартное оборудование в группе детского сада (Автор: инструктор по ФК МБДОУ № 29 Н.А. Мамлева);
2. Создание «информационной среды здоровья» МДОУ: 
  • наглядно-стимульный материал для дошкольников (плакаты, схемы, игры, альбомы, презентации и др.) Фото-газета "Витамины - наши друзья" (Авторы: родители и воспитанники группы детей среднего дошкольного возраста № 4 МБДОУ № 29, педагог-куратор Н.В. Зимина
  • наглядно-информационный материал для родителей, размещенный в «уголках для родителей» и на официальном интернет-сайте МДОУ; 
  • акции, фестивали, конкурсы в рамках работы детского сада по развитию у детей и семей воспитанников мотивации к ЗОЖ (Онлайн-акция «Поделись улыбкою своей» Фото  (Автор идеи: ст. воспитатель, педагог-психолог МБДОУ № 29 Н.Э. Завьялова). 

МОДЕЛЬ 
взаимодействия участников образовательного процесса 
по воспитанию ценностного отношения дошкольников к ЗОЖ через приобщение к народным традициям здоровьесбережения 

ДОРОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ! 
Приглашаем вас отправиться в путешествие по маршрутам ЗОЖ на встречу с народными традициями здоровьесбережения. 


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ «ЗОЖ-ПУТЕШЕСТВИЙ» 

Вы можете выбрать наиболее интересный для вас «ЗОЖ-маршрут» и стать его активным участником!


МАРШРУТ 1: «ЗОЖ и НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА» 
  • Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Зеленая аптека» (Авторы: воспитатели высшей квалификационной категории Л.В. Иголкина, Н.В. Быкова); 
  • Информационные буклеты «Советы БЕРЕГИНИ» (Автор-составитель старший воспитатель МБДОУ № 46, А.В. Батукова) 
  • занятие «Традиции русского чаепития и ЗОЖ» (Автор – сотрудник музея «Природы и этнографии» г. Коврова) 

МАРШРУТ 2: «ЗОЖ и НАРОДНАЯ КУХНЯ» 
  • Анкетный опрос родителей воспитанников: «Традиции здорового образа жизни в вашей семье» (Автор-составитель Н.Э. Завьялова, старший воспитатель МБДОУ № 29) 
  • Флешмоб «Здоровье на тарелочке» (Авторы: родители и воспитанники группы детей среднего дошкольного возраста № 4 МБДОУ № 29, педагог-куратор Н.В. Зимина); 
  • Фестиваль народных рецептов «От каши до варенья!» (Авторы: родители, воспитанники и педагоги МБДОУ № 29) 
  • Дни здорового питания: 
  • «Капустник» (Авторы: Голубева И.А., музыкальный руководитель МБДОУ № 29, Н.В. Быкова, Л.В. Иголкина, воспитатели МБДОУ № 29); 
  • «Праздник каши» (Авторы: Голубева И.А., музыкальный руководитель МБДОУ № 29, А.В. Ксенофонтова, воспитатель МБДОУ № 29); 
  • «День молока» - (Авторы: Голубева И.А., музыкальный руководитель МБДОУ № 29, Л.А. Волкова, воспитатель МБДОУ № 29) 
  • «Хлебушком встречаем - гостей почитаем» (Авторы: Голубева И.А., музыкальный руководитель МБДОУ № 29, Т.Н. Плешкова, воспитатель МБДОУ № 29) 
  • Познавательно-исследовательский образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлебная неделя» (Автор: Т.Н. Плешкова, воспитатель МБДОУ № 29)

МАРШРУТ 3: «ЗОЖ и НАРОДНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ» 

МАРШРУТ 4: «ЗОЖ и НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ» 
  • «Веселая масленица» (Автор: Голубева И.А., музыкальный руководитель МБДОУ № 29) 
  • «Встречаем Новый год» (Автор: Голубева И.А., музыкальный руководитель МБДОУ № 29) 
  • «Праздник русской березки»; (Автор: Голубева И.А., музыкальный руководитель МБДОУ № 29) 
  • «Яблочный Спас» (Автор: Голубева И.А., музыкальный руководитель МБДОУ № 29, Т.Н. Плешкова, воспитатель МБДОУ № 29) 

МАРШРУТ 5: «ЗОЖ и НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР» 

МАРШРУТ 6: «ЗОЖ и НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» 





Комментариев нет:

Отправить комментарий