Знакомство дошкольников с трудом взрослых
открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых
отражаются представления о разнообразном труде взрослых.
Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает
желание принять участие в труде вместе
со взрослыми; они более
ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке
игрушек, дежурствам и т.д.).
В дошкольном возрасте активно
формируется интерес к труду взрослых. Очень важно, чтобы
в этот период ребенок перевоплощался в строителя, повара, доктора, парикмахера…
И, наверное, лучший врач тот, который в детстве заботливо лечил котенка или
куклу.
Открывая детям мир взрослых
профессий, желательно формировать полноценные понятия об особенности,
содержании, значимости работы людей различных специальностей.
Родителям следует поддержать
педагогов и обсуждать с ребенком то, о чем он узнает в детском саду. А при
случае показывать ему труд взрослых (в
магазине, поликлинике, парикмахерских), рассказать о своей профессии.
Во время ознакомления детей с трудом
взрослых, применяются различные методы и приемы:
- беседы
о профессии;
- чтение
художественной литературы;
- рассматривание
картин, альбомов, наборов открыток о труде взрослых;
- встречи
с людьми разных профессий;
- экскурсии
(на почту, библиотеку, школу, магазин, аптеку…);
- изучение
пословиц и поговорок о труде;
- проведения
викторин вроде «Что? Где? Когда?» (О труде взрослых), «Поле чудес» (о
разных профессиях);
- использование
различных дидактических игр.
Дидактические игры
Для уточнения и закрепления представлений,
полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями представителей разных
профессий, предлагаем родителям поиграть со своими детьми. Это можно сделать в
транспорте или по дороге в детский сад, в магазине, или даже на кухне, готовя
ужин или просто в любую свободную минуту.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: Формировать понятия о действиях людей разных
профессий.
Продавец что делает? (продает)
Воспитатель что делает? (воспитывает)
Повар что делает? (готовит еду)
Дидактическая игра «Кем работают?»
Цель: Знакомить детей с профессиями своих родных.
- Кем работает мама? Папа? Бабушка? и т. д.
Дидактическая игра «Кто больше
назовет?»
Цель: Закреплять названия профессий.
Присутствующие по очереди называют профессию, не
повторяя за другими.
Дидактическая игра «Загадки и
отгадки»
Цель: формировать представления
детей о многих профессиях, определять, чем они полезны, учить отгадывать
загадки.
Правила движения Знает без сомнения. Вмиг заводит он мотор, На машине мчит... (шофер) |
Темной ночью, ясным днем Он сражается с огнем. В каске, будто воин славный, На пожар спешит... (пожарный) |
Кирпичи
кладет он в ряд, Строит
садик для ребят Не шахтер
и не водитель, Дом нам
выстроит... (строитель) |
Наяву, а
не во сне Он летает
в вышине. Водит в
небе самолет. Кто же он,
скажи? (Пилот) |
Кто плывет
на корабле К
неизведанной земле? Весельчак
он и добряк. Как зовут
его? (Моряк) |
С ним,
наверно, вы знакомы. Знает он
про все законы. Не судья,
не журналист. Всем совет
дает... (юрист) |
На посту
он в снег и в зной, Охраняет
наш покой. Человек,
присяге верный, Называется...
(военный) |
Стук летит
из-под колес, Мчится
вдаль электровоз. Поезд
водит не таксист, Не пилот,
а... (машинист) |
Мастерица
на все руки Нам сошьет
пиджак и брюки. Не закройщик,
не ткачиха. Кто она,
скажи? (Портниха) |
Кто
пропишет витамины? Кто
излечит от ангины? На
прививках ты не плачь — Как
лечиться, знает... (врач) |
Громко
прозвенел звонок, В классе
начался урок. Знает
школьник и родитель — Проведет
урок... (учитель) |
На витрине
все продукты: Овощи,
орехи, фрукты. Помидор и
огурец Предлагает...
(продавец) |
Учит
вежливости нас, Почитает
вслух рассказ. Не
учитель, не писатель. Это
няня,... (воспитатель) |
Вот на
краешке с опаской Он железо
красит краской. У него в
руках ведро, Сам
расписан он пестро. (Маляр.) |
Дидактическая игра «Загадки на внимание»
Цель: формировать представления детей о различных профессиях, определять, чем они полезны, учить отгадывать загадки, развивать внимание.
Веселая компания,
Удвой свое внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Чёрный весь, как будто
грач, С нашей крыши лезет... (трубочист).
|
Варит кашу и бульон Добрый, толстый...
(повар).
|
Булки нам и калачи Каждый день пекут...
(пекари).
|
Арий, опер сочинитель Называется...
(композитор).
|
На заводах по три
смены У станков стоят...
(рабочие). |
Говорят про звуки
парные В школе нам с тобой...
(учителя). |
Посадил уж сотни роз В городском саду...
(садовник).
|
Дрессирует львов,
собак Храбрый, смелый наш...
(укротитель).
|
Кто пасет коров, овец? Ну, конечно,...
(пастух). |
К первоклашкам входит
в класс Лишь бесстрашный,...
(учитель).
|
Подметает
чисто двор В
шесть утра, конечно,... (дворник).
|
Ходят
по клеточкам конь и ладья — Ход
свой победный готовит... (шахматист).
|
Складки,
карманы и ровненький кант — Платье
красивое сшил... (портной). |
Под
куполом цирка в опасный полет Отправился
смелый и сильный... (гимнаст).
|
Дидактическая игра «Угадай профессию»
Цель: расширять представление детей о профессиях; выяснить о какой
профессии идет речь.
1.
Этот человек — хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к
ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с
пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять
на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную
книгу. (Библиотекарша).
2.
Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто
же это так потрудился? Кто приготовил это вкусное и ароматное блюдо? Это ее
любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так
нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит
радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар).
3.
А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет
невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек
приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и
старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому
долго учился и стал (врачом).
4.
Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде
ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не
видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с
удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы,
помощника воспитателя)
Дидактическая игра «Азбука профессии от А до Я»
Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на
заданный звук.
Например: А — агроном; Б – библиотекарь;
В — водитель, воспитатель; Д — дворник;
М — музыкальный руководитель, массажист, медсестра;
С — сторож, стюардесса, садовник и т.п.
Дидактическая игра «Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др.)?»
Цель: подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей.
Дидактическая игра «Кому нужен этот предмет?»
Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом
действие и кто использует этот предмет:
Кисточкой — (что делают?) — Рисуют, (кто?) — Художники, дети.
Ножницами — (что делают?) — Режут, (кто?) — Закройщики, парикмахеры.
Иглой — (что делают?) — Шьют, (кто?) — Швеи, вышивальщицы.
Лопатой — (что делают?) — Копают, (кто?) — Садоводы.
Ручкой — (что делают?) — Пишут, (кто?) — Учителя, писатели, бухгалтеры.
Топором — (что делают?) — Рубят (кто?) — Плотники, лесники.
Термометром — (что делают?) — Измеряют температуру, (кто?) — Врачи, синоптики.
Линейкой — (что делают?) — Измеряют, (кто?) — Инженеры, конструкторы, школьники.
Веником — (что делают?) — Заметают, (кто?) — Дворники и др.
Для закрепления представлений детей о трудовых действиях представителей разных профессий, предлагаем родителям стихи.
Ветеринарный врач Я подумал вот о чём:
Хорошо
бы стать врачом, Но не детским, а кошачьим! Детям больно – мы заплачем, Разревёмся сгоряча,
мама
вызовет врача. А бродячему коту,
если
вдруг невмоготу? Кто зовёт к нему врачей?
Он бродячий–он ничей! |
Водопроводчик.
М.Пожаров – Эй, молодчик!
Ты водопроводчик. Загляни в
квартиру пять: Стало кухню
заливать. С краном
кухонным беда, Через край бежит
вода. - Кран закрутим.
все устроим, Воду живо
успокоим. |
Повар детского сада В небе звёздочка
искрится, Спит клубком усатый кот, Только повару не спится – Повар затемно встаёт. Каша булькает легонько,
и яичница шипит, И под вкусный шум и гомон В спальни входит аппетит. Мы в столовой дружно сядем, Как огромная семья. Буду поваром в столовой –Так
сама решила я! |
Архитектор Архитектор строит дом, Дом многоэтажный. Строит дом карандашом На листке бумажном. Нужно всё нарисовать, Вычислить, проверить, Все квартиры сосчитать, Лестницы и двери. Чтоб стоял он много лет, Чтобы был в квартире свет, Ванны, умывальники Для больших и маленьких
|
Автоинспектор Он главный на
дороге. Он важный, как директор. Шоферы соблюдали, У края магистрали. Он в ровный ряд построит, Что спорить с
ним не стоит. Обгона, поворота. Не пропусти ли кто-то? Учись получше
в школе.
|
Регулировщик Разные машины. Фургоны,самосвалы Куда им показал он. И лестница над нею – Проехать поскорее. Пожарники-герои. Палочкой своею. |
Машинист |
Строители. Г.Люшнин Папу
знает весь район, Мастер
он отличный. Со
своей бригадой он Строит
дом крипичный. Дом
среди других домов И
стройней, и выше. Говорят,
до облаков Дом достанет крышей. Мы
с сестренкою вдвоем На лугу зеленом Двухэтажный
строим дом С
окнами, с балконом. Папа
к нам вчера пришел, Осмотрел,
как надо, И сказал он:
«Хорошо. Славная
бригада!».
|
Рекомендуем родителям откликнуться
на предложение педагогов прийти в детский сад рассказать о своей профессии,
провести мастер – класс для детей.
Необходимо воспитывать у детей уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое
выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников
организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно
для подготовки ребенка к школе жизни.
Уважаемые родители, помните, что труд поможет детям
вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего
общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий