Знакомимся с профессиями взрослых

                                          

Знакомство дошкольников с трудом взрослых открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).

В дошкольном возрасте активно формируется интерес к труду взрослых. Очень важно, чтобы в этот период ребенок перевоплощался в строителя, повара, доктора, парикмахера… И, наверное, лучший врач тот, который в детстве заботливо лечил котенка или куклу.

Открывая детям мир взрослых профессий, желательно формировать полноценные понятия об особенности, содержании, значимости работы людей различных специальностей.

Родителям следует поддержать педагогов и обсуждать с ребенком то, о чем он узнает в детском саду. А при случае показывать ему труд взрослых (в магазине, поликлинике, парикмахерских), рассказать о своей профессии.

Во время ознакомления детей с трудом взрослых, применяются различные методы и приемы:

  • беседы о профессии;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание картин, альбомов, наборов открыток о труде взрослых;
  • встречи с людьми разных профессий;
  • экскурсии (на почту, библиотеку, школу, магазин, аптеку…);
  • изучение пословиц и поговорок о труде;
  • проведения викторин вроде «Что? Где? Когда?» (О труде взрослых), «Поле чудес» (о разных профессиях);
  • использование различных дидактических игр.

 

Дидактические игры

Для уточнения и закрепления представлений, полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями представителей разных профессий, предлагаем родителям поиграть со своими детьми. Это можно сделать в транспорте или по дороге в детский сад, в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или просто в любую свободную минуту.

 

Дидактическая игра «Кто что делает?» 

Цель: Формировать понятия о действиях людей разных профессий.

Продавец что делает? (продает)

Воспитатель что делает? (воспитывает)

Повар что делает? (готовит еду)

 

Дидактическая игра «Кем работают?» 

Цель: Знакомить детей с профессиями своих родных.

- Кем работает мама? Папа? Бабушка? и т. д.

 

Дидактическая игра «Кто больше назовет?»

Цель: Закреплять названия профессий.

Присутствующие по очереди называют профессию, не повторяя за другими.

 

Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

Цель: формировать представления детей о многих профессиях, определять, чем они полезны, учить отгадывать загадки.

 

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

С ним, наверно, вы знакомы.

Знает он про все законы.

Не судья, не журналист.

Всем совет дает... (юрист)

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (военный)

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (машинист)

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает... (врач)

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (учитель)

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня,... (воспитатель)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро. (Маляр.)

  

Дидактическая игра «Загадки на внимание» 

Цель: формировать представления детей о различных профессиях, определять, чем они полезны, учить отгадывать загадки, развивать внимание. 

Веселая компания,

Удвой свое внимание!

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

На крючок не попадись!

 

Чёрный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет... (трубочист).

 

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый... (повар).

 

Булки нам и калачи

Каждый день пекут... (пекари).

 

Арий, опер сочинитель

Называется... (композитор).

 

На заводах по три смены

У станков стоят... (рабочие).

Говорят про звуки парные

В школе нам с тобой... (учителя).

Посадил уж сотни роз

В городском саду... (садовник).

 

 

Дрессирует львов, собак

Храбрый, смелый наш... (укротитель).

 

Кто пасет коров, овец?

Ну, конечно,... (пастух).

 

К первоклашкам входит в класс

Лишь бесстрашный,... (учитель).

 

Подметает чисто двор

В шесть утра, конечно,... (дворник).

 

 

Ходят по клеточкам конь и ладья —

Ход свой победный готовит... (шахматист).

 

Складки, карманы и ровненький кант —

Платье красивое сшил... (портной).

 

Под куполом цирка в опасный полет

Отправился смелый и сильный... (гимнаст).

 


Дидактическая игра «Угадай профессию» 

Цель: расширять представление детей о профессиях; выяснить о какой профессии идет речь.

1.    Этот человек — хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарша).

2.    Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился? Кто приготовил это вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар).

3.    А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом).

4.    Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя)  

 

Дидактическая игра «Азбука профессии от А до Я»

Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.
Например: А — агроном; Б – библиотекарь;

В — водитель, воспитатель; Д — дворник;

М — музыкальный руководитель, массажист, медсестра;

С — сторож, стюардесса, садовник и т.п.

 

Дидактическая игра «Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др.)?» 

Цель: подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей.

 

Дидактическая игра «Кому нужен этот предмет?» 

Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет:
Кисточкой — (что делают?) — Рисуют, (кто?) — Художники, дети.
Ножницами — (что делают?) — Режут, (кто?) — Закройщики, парикмахеры.
Иглой — (что делают?) — Шьют, (кто?) — Швеи, вышивальщицы.
Лопатой — (что делают?) — Копают, (кто?) — Садоводы.
Ручкой — (что делают?) — Пишут, (кто?) — Учителя, писатели, бухгалтеры.
Топором — (что делают?) — Рубят (кто?) — Плотники, лесники.
Термометром — (что делают?) — Измеряют температуру, (кто?) — Врачи, синоптики.
Линейкой — (что делают?) — Измеряют, (кто?) — Инженеры, конструкторы, школьники.
Веником — (что делают?) — Заметают, (кто?) — Дворники и др.

        Для закрепления представлений детей о трудовых действиях представителей разных профессий, предлагаем родителям стихи.

 

Ветеринарный врач

 Я подумал вот о чём: Хорошо бы стать врачом,

Но не детским, а кошачьим!

Детям больно – мы заплачем,

Разревёмся сгоряча, мама вызовет врача.

А бродячему коту, если вдруг невмоготу?

Кто зовёт к нему врачей?

Он бродячий–он ничей!

Водопроводчик. М.Пожаров

– Эй, молодчик! Ты водопроводчик.

Загляни в квартиру пять:

Стало кухню заливать.

С краном кухонным беда,

Через край бежит вода.

- Кран закрутим. все устроим,

Воду живо успокоим.

Повар детского сада

 В небе звёздочка искрится,

Спит клубком усатый кот,

Только повару не спится –

Повар затемно встаёт.

Каша булькает легонько, и яичница шипит,

И под вкусный шум и гомон

В спальни входит аппетит.

Мы в столовой дружно сядем,

Как огромная семья.

Буду поваром в столовой –Так сама решила я!

Архитектор

 Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартире свет,

Ванны, умывальники

Для больших и маленьких

 

Автоинспектор

Он главный на дороге.

Он важный, как директор.
И смотри взглядом строгим
На всех автоинспектор.
Чтоб правила движения

Шоферы соблюдали,
Стоит он днем и ночью

У края магистрали.
Машины непослушные

Он в ровный ряд построит,
И знают нарушители,

Что спорить с ним не стоит.
Следит он за порядком

Обгона, поворота.
Сигналы светофора

Не пропусти ли кто-то?
Он лихача накажет,
Чтоб ездил тот потише,
Не подвергал опасности
Девчонок и мальчишек.
А если вдруг по рации
Получит сообщенье,
То сразу за бандитами
Помчит без промедленья.
И их, рискуя жизнью,
Он задержать поможет.
В обязанность инспектора
Погоня входит тоже.
Ремнём не пристегнулись?
А он уже на страже:
Выпишет квитанцию
И штраф возьмёт сейчас же.
Ошибки не допустит
Ни разу в протоколе.
Хочешь так работать?

Учись получше в школе.

 

Регулировщик
Известно, что волшебника
Встретить нам не просто.
А я с ним познакомился
На нашем перекрестке.
Он полосатой палочкой
Взмахивает ловко.
И тормозят водители,
Все знают – остановка!
Взмахнул еще раз палочкой,
И зашуршали шины.
Опять пришли в движение

Разные машины.
Трамваи и троллейбусы,

Фургоны,самосвалы
Поедут в ту лишь сторону,

Куда им показал он.
И сразу остановятся,
Чтоб пропустить мгновенно
К кому-то «помощь скорую»
С тревожною сиреной.
А вот машина красная,

И лестница над нею –
Торопится к пожару

Проехать поскорее.
Волшебник вновь поможет –
Дорогу ей откроет,
Чтоб дом спасти успели

Пожарники-герои.
Пусть светофор мигает,
Волшебник наш главнее,
Машины направляет

Палочкой своею.
Так кто же он? – ответьте.
Здесь вовсе нет секрета,
Ведь знают даже дети:
Регулировщик это!

Машинист
Как быстрый конь несётся
По рельсам тепловоз,
Всё ближе раздаётся
Весёлый стук колёс.
Зелёные вагоны
На солнышке горят.
В кабине застеклённой
Сидит мой старший брат.
Со свистом поезд мчится,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?

 Строители.  Г.Люшнин

Папу знает весь район,

Мастер он отличный.

Со своей бригадой он

Строит дом крипичный.

Дом среди других домов

И стройней, и выше.

Говорят, до облаков

Дом достанет крышей.

Мы с сестренкою вдвоем

На лугу зеленом

Двухэтажный строим дом

С окнами, с балконом.

Папа к нам вчера пришел,

Осмотрел, как надо,

И сказал он: «Хорошо.

Славная бригада!».

 

Рекомендуем родителям откликнуться на предложение педагогов прийти в детский сад рассказать о своей профессии, провести мастер – класс для детей.

 Необходимо воспитывать у детей уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.

Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе жизни.

Уважаемые родители, помните, что труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий