Занимательное экспериментирование в домашних условиях

 

Автор-составитель воспитатель гр. №2 

МБДОУ №29 Плешкова Т.Н.


    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыт – словно фокус. Только загадка фокуса так и остается не разгаданной, а вот всё что получается в результате опытов можно объяснить и понять.

     Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живой и не живой природы. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “Как?” и “Почему?”. Как показывает практика знания, полученные во время проведения опытов запоминаются на долго.

 

  Уважаемые родители, предлагаем вам и вашим детям подборку интересных экспериментов.

Знакомство детей со свойствами воды

Вода прозрачная.

 Цель: познакомить детей с одним из свойств воды-прозрачностью.

Материал: стакан с водой, стакан с молоком,2 ложечки.

    Ребенку предлагается в оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему?

Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

 

У воды нет запаха 

Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Материалы: стаканы с водопроводной водой.

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуж­дений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очища­ют специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

 

 Вывод: вода не имеет запаха.

 

У воды нет вкуса.

Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Материалы: стаканы с водой, стаканы с соком, соломинка (коктейльная трубочка).

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

 Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дай­те им для сравнения попробовать сок. Если они не убеди­лись, пусть еще раз попробуют воду. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удо­вольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить

Вывод: вода безвкусная.

  

Вода - жидкая, может течь и не имеет формы. 

Цель: Доказать, что вода – жидкая, может течь, не имеет формы

Материалы: Пустой стакан, стакан с водой, сосуды различной формы

 Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и пред­ложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Поче­му? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

 

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Теперь предложить переливать воду в сосуды различных форм. Что происходит с водой, какую форму она принимает? Вода принимает форму предмета.

 

Бегущая вода

(фотографии совместной деятельности воспитанников гр. № 2)

Цель: Ещё раз убедится в том, что вода – жидкая, может течь.

Материалы: Пустой стакан, стакан с водой, бумажное полотенце, цветные маркеры.

Предложите ребенку сложить бумажное полотенце полоской, и раскрасить её цветными маркерами.

Поместить один конец полоски в пустой стакан, а другой в стакан с водой.

И наблюдать за изменениями, которые будут происходить с бумагой, её окраской, а также с водой.

Вывод: Вода перетекает из одного сосуда в другой по бумаге, при этом размывая краски.

 

Окрашивание воды

Цель: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

        Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (в стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (вода станет более окрашенной).

 

В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются

  Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Материалы: стаканы с водой, песок, сахарный песок, акварельные краски, ложечки

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обыч­ный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Раство­рился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ло­жечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

 

Знакомства детей со свойствами воздуха

Существование воздуха

Цель: Доказать существование воздуха

Материалы: таз с водой, пустой стакан, соломинка

Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Вывод: в воде есть воздух.

 

Воздух меняет объем

Цель: показать, что воздух имеет объем

Материалы: пластиковая бутылка, таз, полиэтиленовый пакет, шарик для пинг-понга, теплая вода, лед

Опыт 1Подпрыгивающая монета.

С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз тепой воды. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх.        

Опыт 2       Воздух охлаждается.

Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух.

Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства.

Опыт 3. Исчезающая вмятина.

Сделай вмятину в шарике для пинг-понга. Теперь положи его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.

 

 

Как работает воздух.

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.

 Предложите малышу скомкать один лист бумаги. Затем пускай он встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

                                         

   Воздух легче воды

Цель: доказать, что воздух легче воды

Материал: надувные игрушки, таз с водой

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.


Движение воздуха – ветер

Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение. (Всё это дети могут продемонстрировать).

 

Воздух внутри нас

Цель: знакомить детей со свойствами воздуха

Материалы: мыльные пузыри

1. Поставьте перед ребёнком стаканчик с мыльными пузырями и предложите выдуть мыльные пузыри.

2. Обсудите, почему они называются мыльными, что внутри этих пузырей и почему они такие легкие, летают.

 

 

Знакомство детей со свойством магнита

Магнитная задача.

(фотографии совместной деятельности воспитанников гр. № 2) 

Цель: узнать, действительно ли магнит притягивает металлические предметы.

Материал: небольшой лист бумаги, канцелярские скрепки, магнит.

Малыш кладет на стол лист бумаги, а рядом – скрепки. Как с помощью магнита можно поднять лист бумаги? Нужно положить под бумагу гвоздь, а сверху приложить магнит и поднять.

 

 

Вывод: Скрепки прилипнет к магниту и поднимет бумагу.

 

 

 

Летающая бабочка.

(фотографии совместной деятельности воспитанников гр. № 2) 

Цель: познакомиться с магнитом и магнитной силой.

Материал: лист цветной бумаги, скрепка, нитки, магнит.

Малыш с вашей помощью вырезает из бумаги бабочку. Теперь прикрепляет к ней скрепку, а к скрепке – нитку. Пусть возьмет в одну руку нитку (также можно бабочку подвесить), а в другую магнит. Как заставить бабочку летать?

 

Вывод: Магнит притягивает скрепку, и бабочка поднимается - «летает».

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий